Page 393 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 393

———— 377377377377 ————

  ками. Когда ребенокъ кончитъ контуръ, онъ долженъ шить въ обратномъ
  направленіи и закрывать промежутки.
        Кто не хочетъ самъ дѣлать рисунковъ, тотъ можетъ купить выкалыва­
  ніе и выгииваніе (въ Мастерской учебныхъ пособій и игръ Канаева: Троиц­
  кая, д. 11, отъ 60 к. до 1 р. 65 к.) Это вышиваніе предназначается для
  дѣтей 5 лѣтъ и старше. Въ коробкѣ находится различной величины и раз­
  личныхъ цвѣтовъ листки толстой бумаги для выкалыванія, кромѣ того тутъ
  же находятся рисунки, т. е. контуры цвѣтовъ, растеній, животныхъ, утвари
  и т. под. и, наконецъ, пряди нитей гаруса различныхъ цвѣтовъ. Возьмите
  напр. рисунокъ какого нибудь животнаго, положите его на толстую бумагу,
  такъ, чтобы оба листика не двигались (а этого можно достичь, сметавъ сверху
  оба листка), затѣмъ положите этотъ сложенный листокъ рисункомъ живот­
   наго сверху и прокалывайте по рисунку дырочки на довольно болыпомъ раз­
   стояніи одна отъ другой и на столько глубоко, чтобы дырочки оставались не
   только на рисункѣ, но и на лежащей подъ нимъ толстой бумагѣ. На толстой
   бумагѣ выйдетъ изображеніе животнаго; но если вы въ другой разъ захотите
   выколоть тотъ же рисунокъ, онъ уже не будетъ годиться, такъ какъ проко­
  лонъ насквозь. Вотъ поэтому мы совѣтуемъ раньше, чѣмъ начинать выкалы­
   вать какой нибудь рисунокъ, снять его. Это очень любятъ дѣлать сами дѣти.
        Намъ кажется, что дѣтямъ только тогда слѣдуетъ давать вышиваніе
   раньше выкалыванія, когда, по какимъ нибудь обстоятельствамъ, чувствуется
   недостатокъ въ работѣ для маленькихъ дѣтей. Въ томъ, чтобы давать выши­
   ваніе послѣ выкалыванія, мы находимъ большой смыслъ: ребенокъ. постепенно
   знакомится съ очертаніями предметовъ, сначала ограниченныхъ точками, а
   потомъ и линіями.   Чтобы доставить дѣтямъ большую радость и показать,
   что и его работа имѣетъ нѣкоторое значеніе въ действительной жизни, вы
   можете изъ его вышиванія дѣлать различные предметы: обклеивать ими пе­
   нали, сигарочницы, вставлять въ портфели подъ стекло и­ т. д.


                            ВырѣзаніеВырѣзаніеВырѣзаніеВырѣзаніе ииии наклеиваніе.наклеиваніе.наклеиваніе.наклеиваніе.

        Въ каждомъ ребенкѣ мы замѣчаемъ стремленіе рѣзать ножемъ или
   ножницами.    Вмѣсто того, чтобы лишать его этихъ орудій, могущихъ на­
   нести ему вредъ, научите лучше, какъ ими владѣть съ пользою для развитія
   ручныхъ мышцъ, вѣрности глаза и точности въ наблюденіяхъ надъ окру­
   жающими предметами.
        Мы уже говорили о первоначальномъ способѣ вырѣзанія отъ руки, ко­
   торымъ можно занимать ребенка уже съ 3­хъ, 4­хъ лѣтняго возраста. Но
   когда рука уже довольно навыкла въ этомъ, можно перейти къ вырѣзанію
   различныхъ рисунковъ. При этомъ мы совѣтуемъ воспитателямъ придержи­
   ваться слѣдующаго правила: пусть для этой работы они пріобрѣтутъ дѣтямъ
   ножницы съ округленными концами, которыя безопаснѣе для дѣтей, чѣмъ
   остроконечныя, и синей бумаги (въ родѣ той, которою обертываютъ головы
   сахара), и сдѣлаютъ изъ нея три тетрадки. Воспитатель рисуетъ какой ни­
   будь предметъ изъ обыденной жизни на клочкѣ бѣлой писчей бумаги (при
   этомъ, разумѣется, должно слѣдовать, какъ и вездѣ, правилу—давать сначала
   легкіе рисунки и переходить постепенно къ болѣе сложнымъ). Ребенокъ вы­
   рѣзаетъ данный ему предметъ и наклеиваетъ въ 1­й № своей синей тетрадки.
   Затѣмъ беретъ листокъ чистой бумаги, смотритъ на только что вырѣзанный
   имъ предметъ, наклеенный на тетрадку, и копируетъ, т. е. вырѣзаетъ уже
   388   389   390   391   392   393   394   395   396   397   398