Page 387 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 387

— 371 —

   Теперь ребенокъ будетъ отличать основные цвѣта отъ произѳодныхъ. Въ про­
   стой, наглядной формѣ, вы можете объяснить ему, что эти составные или про­
   изводные цвѣта мы получаемъ не только посредствомъ смѣшенія двухъ основ­
   ныхъ красокъ, но также и тогда, когда посредствомъ двухъ цвѣтовъ одно­
   временно производятъ впечатлѣніе на органъ зрѣнія. Для этого вырѣзаютъ
   правильный кружокъ изъ тонкаго картона; одну половину его раскрашиваютъ
   желтой краской, другую—синещ середину этого круга насквозь просверли­
   вают! круглой палочкою—осью, посредствомъ которой его быстро вертятъ;
   тогда весь кружокъ покажется сплошь окрашеннымъ въ зеленый цвѣтъ. Такимъ
   же путемъ можно получить и остальные производные цвѣта. При этомъ вы мо­
   жете указать ребенку, что производный цвѣтъ совсѣмъ не гармонируете ни
   съ однимъ изъ цвѣтовъ, изъ которыхъ онъ составленъ, слѣдовательно зеленый
   цвѣтъ никогда не долженъ быть ни подлѣ желтаго, ни подлѣ синяго; этому
   правилу слѣдуютъ и другіе производные цвѣта. Но какой цвѣтъ идетъ къ
   другому, лучше всего показать на слѣдующемъ примѣрѣ. На вышеуказан­
   номъ  кружкѣ нарисуйте два цвѣта, красный и зеленый:           при быстромъ
   верченіи кружокъ будетъ казаться сплошь бѣлымъ; цвѣта, которые вмѣстѣ
   образуютъ бѣлый цвѣтъ,      гармонируютъ другъ съ другомъ.       Но если вы,
   взявъ какія нибудь двѣ краски, получите другой цвѣтъ — не бѣлый, такихъ
   цвѣтовъ не слѣдуетъ на рисункѣ класть другъ подлѣ друга. Гармонируютъ
   между собою, кромѣ краснаго и зеленаго, оранжевый и синій, желтый и
   фіолетовый.
        Такіе опыты дадутъ ребенку наглядное представленіе о цвѣгахъ, и во
   всѣхъ своихъ работахъ онъ уже совершенно сознательно будетъ подбирать
   цвѣта, гармонирующіе другъ съ другомъ.
        Хорошо также заставлять дѣтей раскрашивать красками различные пред­
   меты. При этомъ обыкновенно покупаютъ имъ тетради, въ которыхъ на одной
   страницѣ сдѣланъ контуръ картинки, а на другой раскрашенная модель. Но
   фигурки въ нихъ, которыя приходится закрашивать, до такой степени мелки
   и сложны, что скорѣе могутъ принести вредъ, чѣмъ пользу. Такой картинки
   ребенокъ, конечно, не можетъ раскрасить отчетливо, привыкаетъ къ неакку­
   ратности, и при этомъ глазъ получаетъ ложное свѣтовое впечатлѣніе.
        Для первоначальныхъ упражнений въ раскрапшваніи можно разлиновать
   листъ крупными квадратиками, или треугольниками, кругами и т. п. Затѣмъ
   можно перейти и къ изображеніямъ предметовъ, но при этомъ нужно придер­
   живаться правила, чтобы въ одной и той же фигуркѣ не было много различ­
   ныхъ цвѣтовъ, наприм. при раскрашиваніи дома, ребенокъ можетъ сдѣлать
   зеленую крышку, а домъ красный и т. п.


                                СгибаніеСгибаніеСгибаніеСгибаніе бумагибумагибумагибумаги *).*).*).*).

        Сгибаніе бумаги можно начинать съ дѣтьми не ранѣе 5­ти, 6­ти лѣтъ,
   такъ какъ оно требуетъ значительной сноровки и ловкости въ рукахъ. Од­
   нако работа эта очень занимаетъ дѣтей, такъ какъ сложенныя фигурки


        *) Дѣтскамъ садовнпцамъ и воспитателямъ, спеціально нзучающішъ дѣло первоначаль­
   наго воспитаніа, мы рекомендуемъ пріобрѣстп практическое руководство послѣдовательно
   изложенныхъ рнсунковъ для разнообразныхъ унражненій съ дѣтьми различнаго возраста.
   Руководство это называется: „Arbeitsschule, herausg. von Seidel und Schmidt" (Школа за­
   нятій изд. Зейделя и Шмидта). Школа эта состоитъ изъ 10 тетрадей: 1) Das Netzzeichnen
   (Рлсованіе по сѣткѣ) — для дѣтей отъ 5 до 7 лѣтъ, начиная отъ простыхъ геомѳтричѳскпхъ
                                                                          24*24*24*24*
   382   383   384   385   386   387   388   389   390   391   392