Page 379 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 379

— 363 —

   вательно разглядѣть и, напоминая другъ другу объ упущенныхъ изъ виду
   мелочахъ во внѣшней постройкѣ, перейдутъ мало по малу къ бесѣдѣ о томъ,
   какъ и для чего дѣлается то или другое. Нужно также замѣтить, что воспи­
   татель не долженъ сразу позволять ребенку строить столько времени, сколько
   ему захочется. Если ребенокъ занялся постройкой уже съ часъ времени, во­
   спитатель долженъ непремѣнно перемѣнить занятіе. Иначе ребенокъ сразу
   бросится на постройки, отдастся имъ всею душою на четыре, пять дней, и
   потомъ это занятіе надолго опостылитъ ему. Между тѣмъ, давая ребенку
   каждый день на полъ часа заняться постройками, вы приносите ему огром­
   ную пользу. Вспомните, что, знакомясь съ формою различныхъ тѣлъ, онъ въ
   тоже время изощряетъ всесторонне свою наблюдательность въ отношеніи къ
   природѣ, къ жизни людей, къ разнообразному ихъ труду. Обогатившись впе­
   чатлѣніями, ребенокъ сообщаетъ ихъ своимъ близкимъ, которые съ своей
   стороны дѣлаютъ замѣчанія, добавляютъ и оживляютъ его знанія разсказами
   изъ собственнаго опыта. Все это ближе знакомитъ его съ окружающимъ, а
   передача впечатлѣній ведетъ къ развитію правильнаго говора. Добиваясь
   возможно вѣрнаго воспроизведенія дѣйствигельности, онъ пріучается къ усид­
   чивости, а та особенность строительна™ матеріала, что при малѣйшей не­
   осторожности вся постройка падаетъ и уничтожается весь нлодъ трудовъ и
   ожиданій,—учитъ терпѣнію и даетъ прекрасный урокъ для жизни, гдѣ же­
   ланія сбываются только послѣ настойчиваго труда. Принужденный иногда
   нѣсколько разъ возобновлять свою постройку, ребенокъ привыкаетъ и въ жи­
   тейскихъ дѣлахъ не падать духомъ при первой неудачѣ.
        Хотя мы давали много примѣровъ, какъ вести бесѣды при постройкахъ,
   но, разсматривая наши чертежи, читатели могутъ задаться вопросомъ, къ
   чему тутъ настроены надгробныя плиты, памятники? Можно­ли воображеніе
   ребенка, съ радостью вступающаго въ жизнь, омрачать мрачными картинами
   смерти? Не запугаетъ ли его это на первыхъ порахъ, не возбудитъ ли въ
   немъ болѣзненной мнительности? Мы вполнѣ раздѣляемъ эти опасенія и
   убѣждены, что ребенка совершенно безіюлезно хотя на минуту останавливать
   надъ непостижимыми для его ума вопросами о смерти. Между тѣмъ, если
   оиъ живетъ на свѣтѣ уже лѣтъ 6, 7, то навѣрно много разъ видѣлъ клад­
   бище, памятники. Пусть же онъ состроитъ памятникъ, и бесѣда при этомъ
   пробудить въ его душѣ не мрачную картину смерти, а любовь къ жизни,
   желаніе приносить другимъ радость и счастіе.
         На таблицѣ ѴІ­ой, JVs 6, дѣти строятъ памятникъ Ломоносову и узнаютъ
    кое что изъ его жизни. (Я не привожу здѣсь разсказа о Ломоносовѣ, такъ
    какъ его біографію можно найти       въ каждомъ учебникѣ литературы, а
   по даннымъ образцамъ       наставница    съумѣетъ выбрать    изъ нея то, что
   можетъ быть доступно ея ребенку въ 7, 8 лѣтъ). Въ другой разъ, когда
   дѣти начнутъ ту же работу, вы можете разсказать имъ слѣдующее: „Если
   вамъ опять охота строить памятникъ, пусть на этотъ разъ онъ будетъ въ
   память Песталоцци. Запомните имя—хорошо, нѣтъ—не бѣда. Дѣло не въ
   томъ, какъ зовутъ человѣка, а каковъ онъ былъ и что дѣлалъ на своемъ
   вѣку.
        Давно, давно, болѣе сотни лѣтъ тому назадъ, далеко отъ насъ за мо­
   ремъ, въ одной чужой странѣ, жило небогатое семейство доктора Песталоцци.
   Оно состояло изъ мужа, жены, нѣсколькихъ дѣтей,         изъ которыхъ одного
   звали Генрихомъ, и простой крестьянки­няни, которая считалась другомъ
   семьи и которую всѣ любили, какъ самую близкую родственницу. Когда
   умеръ отецъ семейства, то оставилъ дѣтей безъ всякаго состоянія на ру­
   374   375   376   377   378   379   380   381   382   383   384