Page 378 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 378

— 362 —

        № 3 Памятяикъ Фребелю изъ П­го, Ѵ­го и ѴІ­го даровъ *).



                         ТаблицаТаблицаТаблицаТаблица VIII—VIII—VIII—VIII—изящныяизящныяизящныяизящныя формы.формы.формы.формы.

        Первыя четыре фигурки изъ кубиковъ Ѵ­го дара; остальныя двѣ подъ
  цифрами 1 и 2—изящныя формы изъ шштокъ.


                                  ТаблицаТаблицаТаблицаТаблица IX.IX.IX.IX.


        Фигуры, означенныя цифрами: 3, 4, 5. 6, 7, 8, изображаюсь изящныя
  формы изъ плитокъ.
        Строительный матеріалъ Фребеля, который заключается у него въ 5
  дарахъ (начиная со 2­го и кончая 6­тымъ даромъ), представляя массу мате­
  ріала для работъ, имѣетъ громадное значеніе для развитія маленькихъ дѣтей.
   ІІосредствомъ его ребенокъ не только знакомится съ формою различныхъ
   тѣлъ, но и пріобрѣтаетъ способность довольно вѣрно воспроизводить ихъ въ
  очертаніяхъ. При живой фантазіи дитяти, которая въ раннемъ дѣтствѣ обык­
   новенно преобладаетъ надъ другими "способностями, его не можетъ, конечно,
  надолго занять наблюденіе надъ отвлеченными формами тѣлъ. Но всякій по­
   строенный имъ домикъ влечетъ за собою живую бесѣду; его наполняютъ
   людьми, раекрываютъ передъ ребенкомъ картину за картиной изъ простой
  обыденной жизни. Пусть его садикъ стоитъ на столѣ и изображенъ нѣсколь­
  кими плитками, когорыя разставлены въ кружокъ; ребенокъ видитъ передъ
   собою грядки съ зеленью, съ пышными цвѣтами махроваго мака, съ боль­
  шими кочанами капусты. Тамъ порхаетъ бабочка, здѣсь пчелка высасываетъ
  для меда сокъ изъ хорошенькаго цвѣточка. Но откуда же онъ это все узналъ?
  Можетъ ли онъ представлять себѣ полныя жизни картины, если онъ у васъ
  только строилъ, а вы ему при этомъ разсказывали занимательные разсказы?
  Конечно, нѣтъ... Какъ добиться этого, мы подробно говорили въ очеркѣ о вос­
   питаніи ума. Что же касается строительна™ матеріала, то строить слѣдуетъ
   только то, что ребенокъ можетъ видѣть и наблюдать.
        Когда воспитатель съ ребенкомъ вернутся домой послѣ прогулки и
   возьмутъ кубики и плитки, они начнутъ строить то, что имъ удалось осно­

        *) Въ основаніи памятника лежнтъ 16 кубиковъ и составляюсь большой квадратъ. Съ
   каждой стороны этого квадрата приложены по двѣ плитки. Посреди этнхъ плитокъ, съ наруж­
   ной стороны, кладутъ по два квадратика, за нсключеніемъ передней стороны памятника, гдѣ
   лежитъ цѣлая плитка. Квадратики, въ отличіе отъ кубиковъ, затушеваны на планѣ косыми
   штрихами. Всѣ эти тѣла, лежащія основаніи памятника, очерчены на лланѣ толстыми
   лнніями. Сверхъ фундамента кладутъ квадратъ, соетоящій изъ 9­ти кубиковъ; лежащіе съ
   правой стороны состоять каждая изъ двухъ призмъ. Съ каждой стороны квадрата, къ сред­
   нему кубику, приставлено по малой призмѣ. Все это на планѣ обозначено тонкими линіями.
   Сверхъ этого кладутъ два ряда плитокъ: ихъ можно поставить бокомъ, на одну изъ сторонъ,
   но пяти въ рядъ; съ правой стороны еще кладутъ двѣ плитки ребромь одна на другую, и
   такъ какъ при этомъ остается небольшое мѣсто, то его занимаютъ столбикомъ, который
   етавятъ вертикально. Къ нижнему ряду этихъ плитокъ, со всѣхъ четырехъ сторонъ, ставятъ
   но малой прпзмѣ. Эти два ряда плитокъ н призмы обозначены на планѣ точками. Сверхъ
   этихъ плитокъ кладутъ 2­ой даръ, въ слѣдующемъ порядкѣ: сперва большой кубъ, на него
   цилиндръ п сверху шаръ. Положеніе куба на планѣ обозначено косыми штрихами, а положе­
   ніѳ цилиндра кругомъ. При постройкѣ памятника, какъ мы видѣли, вошелъ только одинъ
   столбикъ, а остальные пять располагаются слѣдующимъ образомъ: 4 изъ нихъ ставятся
   вертикально въ углахъ, блпжайшихъ къ центру памятника, а пятый кладется ступенькой на
   ннжнія плптки, съ лицевой стороны памятника. Эти столбики и ступеньки на планѣ обозна­
   чены перекрестными штрихами.
   373   374   375   376   377   378   379   380   381   382   383