Page 373 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 373

— 357 —

   посреди, подходитъ то къ одному, то къ другому изъ сидящихъ. „Довольны­ли
   вы своимъ сосѣдомъ?" спрашиваетъ онъ.— „Недоволенъ и вмѣсто него хочу
   вотъ того­то..." Тѣ, которыхъ пожелали имѣть сосѣдями, бѣгутъ занять мѣста
   изгоняемыхъ, середній тоже старается сѣсть на стулъ. Кто останется безъ
   мѣста долженъ стать на середину. Иногда можно сказать, что всѣми недо­
   воленъ; тогда всѣ бросаются съ своихъ мѣстъ, а кто не успѣетъ занять дру­
   гаго стула, остается въ серединѣ для спрашиванья.
        8) Жмурки. Эта общеизвѣстная игра: при ней обыкновенно устраняютъ
   ивъ комнаты все опасное, на что дѣти могутъ наткнуться, и затѣмъ одному
   изъ дѣтей завязываютъ глаза; остальные расходятся по разнымъ угламъ ком­
   наты и зовутъ товарища, у котораго завязаны глаза. Тотъ направляется въ ту
   сторону, откуда слышенъ голосъ, но товарищи уже перемѣнили мѣста; кого
   онъ поймаетъ, тому завязываютъ глаза.
        9) Птичникъ. Изъ числа играющихъ дѣтей выбираютъ двоихъ: одинъ
   изъ нихъ долженъ бытъ птицеловомъ, другой покупателемъ, а остальные играю­
   щие представляютъ птицъ. Птицеловъ размѣщаетъ своихъ птицъ въ рядъ и
   даетъ каждой названіе, напр. ворона, соловей, чижикъ, воробей и т. п.; но
   эти названія даются такъ, чтобы покупатель не слыхалъ и не зналъ, кто какъ
   называется. Всѣ дѣти, изображающія птицъ, должны подражать той птицѣ,
   имя которой носятъ: пѣть, прыгать, хлопать крыльями и т. п.; все это зави­
   ситъ отъ фантазіи самихъ дѣтей. Наконецъ, является покупатель и спраши­
   ваетъ: Есть у васъ птицы и продаются­ли онѣ?
        — Продаются, отвѣчаетъ птицеловъ, какую вамъ угодно?
        —­ Мнѣ нужно попугая, говоритъ покупатель.
        — Такой у меня нѣтъ, отвѣчаетъ птицеловъ.
        Разговоръ этотъ продолжается до тѣхъ поръ, пока не найдется тре­
   буемая птица. Тогда начинается торгъ, и, согласившись въ цѣнѣ, птицеловъ
   съ покупщикомъ ударяютъ другъ друга по рукамъ, и первый кричитъ, если
   купленъ, напримѣръ, чижикъ:—;;Чижикъ, вылетай вонъ и возвращайся опять
   домой!"—Названная птичка покидаетъ свое мѣсто и бѣжитъ (въ это время
   тоже можно подражать пѣнію чижика, хлопать крыльями и пр.; жесты и дви­
   женія должны вполнѣ зависѣть отъ самихъ дѣтей) до заранѣе назначеннаго
   мѣста; потомъ она должна вернуться Домой, но такъ, чтобы покупатель не
   успѣлъ поймать ее, т. е. не успѣлъ слегка ударить птичку рукою, потому
   что, если онъ успѣетъ это сдѣлать въ то время, когда птичка бѣжитъ къ на­
   значенному мѣсту или обратно домой, то она принадлежитъ ему и остается
   около него. Въ противномъ случаѣ она свободна и выходитъ изъ игры. Чтобы
   отвлечь вниманіе покупателя отъ вылетѣвшей птички, птицеловъ занимаетъ его
   въ это время разговорами, показываетъ свой птичникъ и т. п. Игра эта про­
   должается до тѣхъ поръ, пока или всѣ птички не будутъ свободными, или не
   перейдутъ къ покупателю.
        10) Кольцо. Кольцо надѣваютъ на веревочку и связываютъ оба ея конца;
   дѣти становятся въ кружокъ, кладутъ руки на веревку и шевелятъ немного
   руками, чтобы незамѣтно было, кому именно передается кольцо. Тотъ, кто
   стоитъ въ кругу, слегка ударяетъ по рукѣ того, у кого онъ думаетъ найти
   кольцо, и у кого его найдутъ, тотъ становится въ кружокъ угадывать, а если
   не угадаетъ, игра продолжается по прежнему.
         1 1) Мухи и ласточка. Одно дитя представляетъ ласточку, которая садится
   отдѣльно отъ другихъ играющихъ. Остальныя дѣти представляютъ мухъ, и всѣ
   вмѣстѣ становятся противъ ласточки, на другомъ концѣ комнаты. Они, точно
   368   369   370   371   372   373   374   375   376   377   378