Page 370 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 370

ГлаваГлаваГлаваГлава XVI.XVI.XVI.XVI. ПодвижныяПодвижныяПодвижныяПодвижныя игры.игры.игры.игры.


   Значеніе игры въ жпзни ребенка.— Какое направленіе елѣдуетъ давать нграмъ.—14­ть иодвпж­
                                ныхъ народныхъ игръ.


        Фребель даетъ рядъ гимнастическихъ игръ, приспособленныхъ къ дѣт­
   скому возрасту. Эти игры однако рѣзко отличаются отъ обыкновенной гим­
   настики; во 1­хъ онѣ сопровождаются пѣніемъ, во 2­хъ самыя движенія
   заимствованы изъ дѣйствительной жизни. Воспитательное значеніе пѣнія для
   первойачальнаго развитія мы достаточно выяснили въ предисловіи къ нашимъ
   пѣснямъ: „ Одноголосный дѣтскія пѣсни и подвижныя игры съ русскими на­
   родными мелодіями". Теперь поговоримъ о подвижныхъ играхъ. Первое условіе
   для того, чтобы1 онѣ приносили дѣтямъ удовольствіе и пользу, состоитъ въ томъ,
   чтобы онѣ устраивались безъ всякаго привужденія; тогда онѣ могутъ развивать
   ловкость, остроуміе, соображеніе, любовь къ товарищамъ, терпѣніе и другія хо­
   рошія качества, но прежде всего онѣ должны быть направлены къ тому, чтобы
   дать полнѣйшій отдыхъ головѣ и, пріятно возбуждая физическія силы ребенбка
   укрѣплять его мускулы. По играмъ дѣтей вы наглядно можете составить себѣ
   понятіе о томъ образѣ жизни, который они ведутъ въ своемъ семействѣ, и о
   воспитаніи, которое они получаютъ. Тамъ, гдѣ первую роль играютъ узкіе
   семейные интересы и меркантильные разсчеты, дрязги съ прислугою и тому
   подобное,—любимою дѣтскою игрою служитъ игра въ кухарку, при чемъ ее
   распекаютъ, изгоняютъ изъ дому, и т. п; тамъ, гдѣ въ жизни первую роль
   играютъ наряды и выѣзды, дѣти любятъ наряжаться въ туалеты старшихъ,
   играть въ визиты.
        Мысль Фребеля дать дѣтямъ разнообразный игры, въ которыхъ­бы они
   воспроизводили жизнь не одного какого­либо кружка или сословія, а жизнь
   общечеловѣческую, какою живетъ трудящійся людъ,— въ высшей степени во­
   спитательная. Заимствуя отъ Фребеля эту идею, мы тутъ, менѣе чѣмъ гдѣ­
   либо, можемъ быть его подражателями. Фребель давалъ своимъ дѣтямъ на­
   родныя игры и пѣсни, въ которыхъ дѣти подражали трудящейся массѣ своей
   страны; мы должны заимствовать эти игры у своего народа и разнообразить
   ихъ сообразно съ своею жизнію. Въ прежнихъ главахъ мы дали уже           при­
   мѣры игръ, которыя можно ввести для семействъ, гдѣ одно или двое дѣтей;
   теперь укажемъ на такія игры, которыми можно­бы было занять дѣтей въ
   дѣтскомъ саду, въ пріютѣ или хотя и въ семействѣ, но въ' обществѣ дѣтей.
   Но чего слѣдуетъ придерживаться въ этихъ играхъ?
        1) Прежде всего въ такой игрѣ не должно быть ни сословнаго,           ни
   узко­семейнаго элемента.
   365   366   367   368   369   370   371   372   373   374   375