Page 367 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 367

— 351 —

         Что же это означаете? Какъ вы объясните ребенку, что долженъ былъ
    дѣлать поваръ съ котомъ вмѣсто нравоученій? Оттаскать кота за уши и хо­
    рошенько выдрать розгами? Но замѣтимъ, что грубое обращеніе и безъ того
    свойственно очень многимъ дѣтямъ: ихъ напротивъ надо учить и словомъ, и
    примѣромъ, какъ дѣйствовать терпѣливо, и даже по отношенію къ кошкѣ
    никогда не давать воли рукамъ. При малѣйшемъ недосмотрѣ, въ нихъ легко
    развиваются злые инстинкты.
         Басня „Тришкинъ кафтанъ" заключаетъ на видъ очень простой и за­
    бавный разсказъ. Тришка обрѣзываетъ рукава, чтобы заплатать локти, обрѣ­
    зываетъ фалды и полы, чтобы наставить рукава. Но если вы захотите объя­
    снить, какъ слѣдуетъ, смыслъ этой басни, то вамъ придется обратиться къ
    предметамъ, выходящимъ изъ круга дѣтскихъ понятій: безъ того пропадетъ
    вся соль сатиры. Въ піесѣ „Музыканты" сатира направлена противъ тѣхъ
    лицеыѣрныхъ господъ, которые любятъ щеголять добродѣтелью, какъ мод­
    яымъ платьемъ. Подобное лицемѣріе также мало понятно дѣтямъ. Изъ всего
    сказаннаго видно, что нельзя увлекаться простотою расказа въ басняхъ Кры­
    лова; ихъ смыслъ не всегда такъ простъ, какъ это кажется съ перваго раза.
    Но у Крылова есть и такія басни, которыя, при совершенно доступномъ со­
    держаніи, при весьма несложной и заманчивой завязкѣ, заключаютъ и по­
    лезный для дѣтей нравственный урокъ и кромѣ того обогащаютъ ихъ рѣчь
    чисто русскими народными оборотами. При выборѣ здѣсь также необходимо
    держаться слѣдующихъ правилъ: а) отбрасывать мораль, которая обыкновенно
    находится въ началѣ или въ концѣ каждой басни, б) выбирать басни, гдѣ
    являются животныя, уже хорошо знакомыя дѣтямъ изъ вашего разказа, изъ
    народной сказки, передъ тѣмъ ими слышанной, или такія, гдѣ описанъ пред­
    мета самый обыденный.
         Въ возрастѣ, о которомъ мы говоримъ, могутъ быть доступны басни
    въ родѣ слѣдующихъ: Двѣ бочки, Двѣ Собаки, Собака и Лошадь, Трудолю­
    бивый медвѣдь, Слонъ и Моська, Оселъ и Соловей, Лисица и Виноградъ,
    Добрая Лиса, Волкъ и Лисица, Волкъ и Мышенокъ, Кошка и Соловей,
    Мышь и Крыса, Щука и Котъ, Обезьяна, Пчела и Мухи, Муха и Пчела,
    и проч.
         Въ иослѣдней баснѣ нѣкоторые, пожалуй, могутъ стѣсняться словами
   мухи:

                        Цритомъ же, жалуя полъ нѣжный,
                        Вкругъ молодыхъ красавнцъ вьюсь
                        И отдыхать у нихъ сажусь
                        На щечкѣ розовой иль піейкѣ бѣлоснѣжной.
        Эти стихи, конечно, не много прибавляютъ къ характеру мухи; но вы­
   пускать ихъ нѣтъ надобности. Вѣдь и въ шесть, семь лѣтъ, разсказывая
   ребенку о какомъ нибудь мальчикѣ, вы часто рисуете передъ нимъ его на­
   ружность: его курчавую головку, раскраснѣвшіяся щечки. И въ эти лѣта
   мальчикъ и дѣвочка очень хорошо знаютъ, что шейка и щечка могутъ нра­
   виться. Да и какъ можетъ дитя незнать этого, когда мама безпрестанно го­
   ворить ему: „дай мнѣ поцѣловать твою милую щечку," слѣдовательно оно
   не можетъ соединять съ этимъ никакой дурной мысли. Наконецъ, когда дитя
   мало обращаете вгіиманія, напримѣръ, хотя на комнатную собаку, ни бдинъ
   воспитатель не затруднится сказать: ты не хочешь приласкать пуделя, а по­
   смотри, какая у него красивая, густая, черная, волнистая шерсть, какіе у
   него умные, добрые глаза! Почему же передъ ребенкомъ въ разсказѣ о чело­
   вѣкѣ нельзя также просто и естественно       описать его миловидную наруж­
   362   363   364   365   366   367   368   369   370   371   372