Page 362 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 362

— 346 —


    столъ и кругомъ побольше стульевъ... Еще нужно широкій шкафъ для посуды.
    Вотъ, я сдѣлаю стулья для всѣхъ, кто у насъ бываетъ: тутъ, мама, сядешь ты
    за самоваромъ"... Вы спрашиваете, какая посуда бываетъ за столомъ во время
    обѣда, какая во время чая, разсказываете кое­что о        приготовленіи  этой
    посуды. Но одного вашего разсказа здѣсь недостаточно:      потомъ,  во время
    прогулки, соблюдая все ту же связь въ объясненіяхъ, вы можете сводить шести­
    лѣтняго или семилѣтняго ребенка къ столяру, къ мѣднику, съѣздить съ нимъ
    на стекольную, фаянсовую фабрику, чтобы онъ хотя въ общихъ чертахъ
    ознакомился съ приготовленіемъ разныхъ предметовъ. Въ крайнемъ случаѣ
    вы достаете хотя матеріалъ, изъ котораго приготовляютъ разныя вещи: кусокъ
    желѣза, фаянсовой глины, и проч.—и объясняете по картинкамъ, какъ что
    дѣлается. Картинка однако не можетъ никакъ замѣнить действительности:
    она болѣе полезна для напоминанія о томъ, что ребенокъ уже видѣлъ прежде.—
    А вотъ къ чаю нужны сухари, булки,      Варя купитъ ихъ у булочника, а
   булочникъ сдѣлаетъ изъ муки, а гдѣ онъ муки достанетъ? Какъ приготовляется
   мука? Опять, на случай прогулки, запомнить, что надо осмотрѣть вѣтряную
   мельницу, побывать и въ полѣ, чтобы осмотрѣть сельскія работы. Платяной
   шкафъ дастъ вамъ случай побесѣдовать о разной одеждѣ, о приготовленіи
   холста изъ льна, сукна изъ шерсти, разныхъ матерій изъ хлопчатой бумаги,
   обуви изъ кожи. Тутъ есть опасность растеряться въ подробностяхъ, но пусть
   воспитатель сдѣлаетъ самый строгій выборъ наиболѣе необходимаго и доступ­
   наго ребенку, пусть онъ приметъ за правило не бесѣдовать о томъ,          чего
   нельзя ребенку показать совершенно наглядно,      и пусть всякій разъ онъ
   назначаетъ не болѣе, какъ одинъ, много два разсказа.—Какія еще комнаты
   мы не дѣлали? Устроимъ кабинета; на сцену являются софа, кресла, пись­
   менный столъ: онъ не такой, какъ въ столовой или въ спальнѣ; на немъ
   стоитъ чернильница, лежатъ бумаги, карандаши, перья.       Для чего все это
   служитъ? Изъ чего дѣлаютъ карандаши, грифели, бумагу? Мы перестроили
   всѣ комнаты; сдѣлаемъ теперь стѣну съ окнами, такую какъ въ нашей залѣ:
   зачѣмъ нужны окна? Теперь тепло, мы и безъ рамъ обойдемся, а зимой такъ
   пужны не одна, а двѣ рамы.—Зачѣмъ? какія стекла должны быть въ рамахъ?
   какъ ихъ приготовляютъ? Какъ вставляете ихъ стеколыцикъ? Теперь мы
   будемъ строить, а уже ты сама вырѣжешь и склеишь изъ папки оконную
   раму и вставишь вмѣсто стеколъ кусочки слюды, которую я. дамъ тебѣ. Ну,
   выйдемъ на дворъ. А какъ выйти? нужно сдѣлать лѣстницу.         Зачѣмъ лѣст­
   ницы дѣлаютъ не прямо, а кругомъ, съ заворотами и съ площадками? а не
   сдѣлаешь­ли ты также витую лѣстницу?—Уже въ томъ, что мы здѣсь пред­
   ставили, хватитъ занятій на много дней. — Теперь ребенокъ строитъ дворъ:
   стѣну съ воротами, сараи. Что ставятъ или кладутъ въ сараи? зачѣмъ нужны
   сѣно, дрова? гдѣ ихъ достаютъ? а вонъ и собачья будка: тутъ барбосъ нацѣпи.
   На дачѣ у насъ на дворѣ колодезь, а въ городѣ гдѣ достаютъ воду? Выйдемъ
   теперь изъ воротъ на улицу. Мы можемъ построить и фасадъ нашего дома.
   А помнишь, Маша, ты видѣла, какъ строятъ, какъ каменыцики кладутъ домъ
   изъ кирпичей и тесанаго камня. Отчего дома строятъ лѣтомъ? Что сначала
   кладутъ? какъ выводятъ на фундаментѣ стѣны? Для чего оставляютъ пустыя
   мѣста? Эти—для дверей, эти—для оконъ. Вспомни, какъ вставляютъ балки для
  половъ; а крышу какъ дѣлаютъ? какъ укрѣпляютъ въ балки стропила? какъ
  стелютъ доски? Послѣ того, съ помощью шестаго дара, вы устраиваете коло­
  нады, какія ребенокъ видѣлъ у театра, у храма, строите дачу съ балконами,
   съ заборомъ для сада и огорода. А вотъ такъ, говорите вы,       можно намъ
  состроить и цѣлую деревню съ домиками, съ церковью. Ты видѣла крестьян­
   357   358   359   360   361   362   363   364   365   366   367