Page 364 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 364
— 348 —
уже болѣе взрослый, слѣдовательно тутъ уже можно давать имъ задачи чуть
чуть посложнѣе.
При математическихъ упраженіяхъ вы можете также дать складывать
и тѣла, представляющая на поверхности форму прямоугольника, трапецій
и другихъ многоугольниковъ. Здѣсь также представляется случай постепенно
упражнять въ сравненіи тѣлъ, одинаковыхъ по формѣ и различныхъ по
объему, и тѣлъ, различныхъ по формѣ и одинаковыхъ по объему. Такъ вы
можете сдѣлать нѣсколько различной величины квадратовъ въ одинъ, въ
четыре, въ восемь и болѣе кубиковъ. Точно также изъ кирпичиковъ вы
складываете квадраты различной величины. То же самое съ треугольни
ками и прямоугольниками. Или вы строите изъ одинаковаго числа куби
ковъ два тѣла, различныхъ по формѣ, напримѣръ квадратъ и прямоуголь
ннкъ, или трапеція. У васъ выйдетъ два тѣла, различныхъ по формѣ, но
одинаковыхъ по объему. Всѣ эти упражненія очень полезны, но ихъ давать
надо очень умѣренно.
Мы уже говорили, что, послѣ построекъ изъ кубиковъ, или математи
ческихъ упражненій, должны слѣдовать чисто физическія упражненія. Тогда
была зима и эти упражненія происходили въ комнатѣ. Подражая работамъ
старшихъ, мы укрѣпляли мускулы: рукъ, плечъ, ногъ и спины. Вспомнимъ
нѣкоторыя изъ этихъ игръ: разнообразныя игры въ мячь, то одной, то другой
рукой, движенія тѣла, въ которыхъ ребенокъ подражаетъ тому, какъ мо
таютъ нитки, мелютъ кофе, какъ летаютъ птицы, какъ бѣгаетъ лошадь и
т. д. Эти самыя упражненія продолжаются и теперь, но, сообразно съ лѣт
нимъ временемъ, ихъ можно болѣе разнообразить и болѣе осмыслить при
болыпемъ развитіи ребенка въ 6, 7 лѣтъ.
— Походика. Маша, по лужку,—покажи, какъ крестьянинъ рожь сѣетъ.
Ну, а какъ живутъ, бабы? Теперь посѣяли и сжали, надо молотить. Нука,
мужичокъ, поѣзжай теперь въ городъ рожь продавать. Нужно скоро, скоро
бѣгать. Вѣдь крестьянинъ вавѣрно скоро ѣдетъ въ такое время: онъ радъ
радешенекъ, когда у него хлѣбъ хорошо уродился, что и въ городъ можно
койчто свезти продать, а на вырученнныя деньги соли купить, валенки себѣ
на зиму, дѣтокъ своихъ гостинчикомъ полакомить... Ну, полно бѣгать, от
дохни, да спой пѣсенку. Вы поете, дѣвочка вамъ вторитъ.
Сѣй екорѣй, мужичекъ! Сжали,—нутко на гумно;
Выпалъ свѣтленькій денекъ; Молоти, сбирай зерно:
Рожь какъ разъ взойдетъ. Въ городъ повеземъ.
Глядь, и колосомъ нальется, Кончимъ мы нашъ трудъ тяжелый,
Какъ нальется,—соберется Будетъ, братцы, пиръ веселый,
Жать ее народъ. . Пѣсни запоемъ *).
— А вѣдь ту рожь, что у мужика осталась для себя, ему и смолоть
надо? нука, нокажи, какъ мелютъ. А какъ потомъ тѣсто мѣсятъ для хлѣба?...
Разумѣется, всѣ эти игры имѣютъ смыслъ лишь тогда, когда ребенокъ ви
дѣлъ на дѣлѣ самыя работы.—Теперь тебѣ опять пора попрыгать.
— Какъ заяцъ скачетъ въ полѣ? — Ребенокъ прыгаетъ на корточкахъ,
при этомъ показываетъ руками ушки зайчика, которыя то мелькаютъ, то
скрываются въ травѣ. — Чу! Раздается охотничій рогъ, говорите вы, ну,
заинька, давай Богъ ноги, скорѣй, скорѣй... Гамъ... гамъ... гамъ... вотъ
*) Означенный пѣсни, подъ названіемъ «Одноголосиыя дѣтскія пѣсни и подвижныя
игры съ русекіши народными мелоділми» положены на музыку А. И. Рубцомъ, изданіе Е. Н.
Водовозовой.