Page 365 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 365

— 349 —

   уже и собаки близко. Ну, братъ, скачи, вертись похитрѣе... Попался зайка,
   загнали­таки... —Ой, устала, мама, — кричитъ дѣвочка и бросается на траву.
   Черезъ минуту она отдохнула и поетъ съ матерью:
             Запнька по еѣничкамъ         Некуда еѣрому
             Ходнлъ да гулялъ,            Выпрыгнути.
             Сѣрый по новымъ              Семеро воротъ
             Разгуливалъ, гулялъ.         Крѣпко заперты;
             Некуда заинькѣ               Ключники веѣ въ торгъ пошли,
             Выскочит,                    Ключики но кармашкамъ разнесли.
        — Ну, а теперь споемъ: „Ленъ, мой ленокъ..." — Дѣвочка вскакиваетъ
   на ноги, поетъ, притопываетъ ногами и показываетъ, какъ сѣютъ, полютъ,
   треплютъ ленокъ и т. д.—Покажи, какъ дровосѣкъ дрова рубитъ, какъ сто­
   ляръ доски пилитъ, теперь то же самое лѣвой рукой...        Ну, теперь дѣлай,
   что знаешь.
        Для лѣта можно выбрать подходящія игрушки. Прежде всего назову тѣ,
   которыя упражняютъ въ бѣганьи за движущимися предметами и требуютъ
   вѣрнаго глазомѣра    и ловкости въ рукахъ. Я напомню сначала о всѣхъ
   извѣстныхъ полезныхъ игрушкахъ и укажу, какъ съ ними можно разнообра­
   зить игру.
        1) Обручи.   На ровномъ мѣстѣ катятъ обручь, погоняя его палочкой и
   не давая ему упасть. Тутъ можно ускорить или замедлить бѣгъ, придавать
   обручу различныя направленія, подкидывать его на бѣгу, гнать его то правой,
   то лѣвой рукой. Игру съ обручами можно устроить и для большаго коли­
   чества дѣтей. Много дѣтей становятся другъ передъ другомъ, катятъ на
   встрѣчу одинъ другому обручи такъ, чтобы они столкнулись: чей обручъ
   упадетъ, тотъ проигралъ, или на лету ихъ перехватываютъ и мѣняются ими
   другъ съ другомъ.
        2) Метанге кружковъ въ кругъ. На землѣ чертятъ небольшой кругъ и
   съ назначеннаго мѣста бросаютъ въ него кружки. Чей кружокъ остается въ
   кругѣ, тотъ выигрываетъ всѣ кружки, упавшіе внѣ круга.
        3) Кольца или серсо — всѣмъ извѣстная игра, которая сопровождается
   движеніями, очень полезными для всего тѣла.
        4) Прыганье черезъ веревочку.
        5) Бумажный змѣй. Ребенокъ для большей красоты окаймляетъ его
   цвѣтной бумагой, дѣлаетъ узорчатый бумажный хвостъ и проч. Тутъ онъ
   наглядно узнаетъ законъ равновѣсія и направленіе вѣтра, наблюдая, какъ
   змѣй летитъ, кувыркается и падаетъ.
        6) Вертящееся колесо. Чертятъ на папкѣ правильный кружокъ, вырѣ­
   заютъ его и подравниваютъ края. Посреди круга чертятъ другой кругъ и
   проводятъ къ нему отъ средины до 10­ти радіусовъ, на равномъ разстояніи
   другъ отъ друга; радіусы эти прорѣзаютъ ножичкомъ и образовавшіеся ло­
   скутки отгибаютъ по­очередно одинъ въ одну сторону, другой въ другую.
   Это колесцо довольно шибко катится на гладкой дорогѣ, погоняемое вѣтромъ.
        7) Вертящаяся мельница, сдѣланная изъ дерева или разноцвѣтной
   бумаги.
        8) Лукъ тоже можетъ приготовить самъ каждый ребенокъ. Для этого
   обыкновенно покупаютъ камышъ, который легко гнется. На обоихъ концахъ
   камышевки дѣлаютъ неболыпіе надрѣзы, чтобы съ концовъ не ^соскользала
   веревка, которою ихъ стягиваютъ. Въ средину упираютъ стрѣлу такой длины,
   чтобы, при натянутомъ лукѣ, конецъ ея всетаки выступалъ за лукъ. Эта игра
   служить къ развитію ловкости рукъ и вѣрности глаза. Конечно, ее можно
   допускать не въ комиатѣ, а на двор в, где сначала вь шагахъ 10­тя, а по­
   360   361   362   363   364   365   366   367   368   369   370