Page 360 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 360

ГлаваГлаваГлаваГлава XV.XV.XV.XV. ВошітаніеВошітаніеВошітаніеВошітаніе ребенкаребенкаребенкаребенка съсъсъсъ 6­ти6­ти6­ти6­ти додододо 8­ми,8­ми,8­ми,8­ми, 9­ти9­ти9­ти9­ти лѣтъ.лѣтъ.лѣтъ.лѣтъ.


   Пятый даръ Фребеля—кубъ, раздѣленный на 27 кубиковъ, н G­й даръ, раздѣленный на 27 плп­
   токъ.—Какъ слѣдуьтъ руководить постройками этого рода.—Соответственный бесѣдн.—Лѣтнія
   игрушки.—Значеніе басенъ для дѣтей.—Какія басни слѣдуетъ выбирать дѣтямъ этого возраста
                        и какими объясненіямп сопровождать ихъ.

        Пятый даръ Фребеля—кубъ, раздѣленный на 27 равныхъ кубиковъ, по
   два раза вдоль и поперегъ; выходить три ряда, а въ каждомъ ряду трижды
   три кубика (9), всего трижды девять, то есть 27. Но въ ящйкѣ пятаго дара
   не 27, а 39 частей одного большого куба, потому что изъ 27 кубиковъ 6 еще
   раздѣлены вкось на треугольныя призмы и при томъ такимъ образомъ: 2
   кубика раздѣлены вкось въ одну сторону, значитъ, на 2 части, а 3 раз­
   дѣлены вкось въ обѣ стороны, значитъ, на 4 части. И такъ всего выходитъ:
             цѣльныхъ кубиковъ ...........                          21
             изъ остальныхъ шести: три, каждый на 2 призмы .         6
                                     три, каждый на 4 призмы .      12
                                                                    39
        Здѣсь къ болѣе сложному дѣленію по прямымъ линіямъ присоединяется
   дѣленіе по косымъ, слѣдовательно, кромѣ того, что ребенку дается матеріала
   для постройки больше прежняго, онъ еще знакомится съ новыми тѣлами, т.
   е. съ треугольными призмами. 'Слѣдовательно теперь въ своихъ постройкахъ
   ребенокъ можетъ уже точнѣе подражать окружающимъ предметамъ: устроить,
   кресло съ ручками; на диванѣ или на кроваткѣ сдѣлать подобіе подушекъ,
   выстроить домъ съ окнами и съ разными крышами.
        Изящныя формы здѣсь представляютъ уже очень сложныя фигуры и
   притомъ сочетаніе квадратной формы (поверхность куба) съ треугольною
   призмою даетъ имъ совершенно особый видъ и несравненно болѣе разно­
   образія.
        Для знакомства съ математическими тѣлами этотъ даръ представляетъ
   такой матеріалъ, съ помощью котораго можно усвоить всѣ начала геометріи.
   Сравненіе треугольной призмы съ кубомъ, треугольника съ квадратомъ, по­
   строеніе разныхъ кубовъ, призмъ и другихъ тѣлъ, сравненіе ихъ по формѣ
   и по объему, — все это могло бы занять дѣтей и до 12 лѣтняго возраста. Счи­
   сленіе отъ 8 кубиковъ разомъ переходить на очень сложныя числа.
        Шестой даръ Фребеля имѣетъ отношеніе къ четвертому дару. Тамъ мы
   видѣли кубъ, раздѣленный на 8 кирпичиковъ, здѣсь же кубъ распадается
   также на 27 кирпичиковъ, но такимъ образомъ, что выходитъ:
   355   356   357   358   359   360   361   362   363   364   365