Page 363 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 363
— 347 —
скую хату? Мы сдѣлаемъ сначала избу, потомъ весь крестьянскій дворъ.
Въ избѣ тоже ли бываетъ, что въ городскихъ покояхъ? Здѣсь мы поставимъ
у стѣнъ скамейки, большой столъ, сундукъ, шкапикъ для посуды, русскую печь.
Сдѣлаемъ теперь и цѣлый домъ. Чѣмъ онъ отличается, какъ его рубятъ изъ
лѣсу? При этомъ могутъ помочь и складныя крестьянскія хаты, какія про
даются въ игрушечныхъ лавкахъ.—А чѣмъ жизнь крестьянина отличается
отъ жизни горожанина? Въ городѣ преимущественно живутъ столяры, мѣдники,
ткачи, горшечники и другіе ремесленники, кромѣ того купцы, военные, ученые,
и проч. Въ селѣ болѣе занимаются хлѣбопашествомъ. Не даромъ русскій
человѣкъ толкуетъ про свое житьебытье: „Не печь кормитъ, а нивка". Что
это значитъ? „На полатяхъ лежать, такъ и ломтя не видать". Если не работать,
а только лежать на полатяхъ (замѣняющихъ крестьянину кровать), — хлѣба
не будетъ. Крестьянинъ усердно работаетъ день деньской: пашетъ, сѣетъ,
жнетъ, коситъ, дрова рубитъ, не любитъ тѣхъ, кто лежитъ на печи. Надъ
нерадивыми, что всякое дѣло коекакъ дѣлаютъ, онъ такъ смѣется: „Сбилъ,
сколотилъ—вотъ колесо! Сѣлъ да поѣхалъ—ахъ, хорошо! оглянулся назадъ—
однѣ спицы лежать". Работа трудна, да у мужичка есть свой дворъ и домъ,
гдѣ хотя и „не уѣдно, да улежно", т. е. —хотя и не всегда поѣшь до сыта,
да отдохнуть можно. „Не красна изба углами, а красна пирогами". Нироги
простой народъ ѣстъ въ праздникъ, а въ будни щи, хлѣбъ, да кашу. У кого
заведется баранина, да сало свиное, про того уже говорятъ: „Домъ, какъ
полная чаша". А коли нѣтъ муки и пирога испечь, все же пе печалятся,
шутятъ: „Порогъ поскребла, да пирогъ испекла". Какъ ни бѣденъ русскій
человѣкъ, а готовъ послѣднимъ кускомъ подѣлиться съ гостемъ: „Что въ печи,
все на столъ мечи". Ну и гостю не нужно быть жаднымъ. Дурно, кто ходитъ
къ другимъ, чтобы только поѣсть: „На чужой каравай, ротъ не разѣвай" —
говорить пословица.
А вотъ разгадай. Маша, загадки: „Сто гостей, сто постелей — одному
гостю нѣтъ постели" (Бревна въ избѣ и матица). „На улицѣ кромушка,
въ избѣ ломотокъ" (Бревно въ стѣнѣ). „Два брата глядятся, а вмѣстѣ не
сойдутся" (Полъ и потолокъ). „Не шагаетъ, а ходитъ" (Дверь). „Молчанъ
собака весь домъ стережетъ" (Замокъ).
Въ другой разъ вы начнете утро постройкою изящныхъ формъ. Здѣсь
опять у Фребеля требуется, чтобы въ каждую фигуру входили всѣ кубики.
Такимъ образомъ, послѣ занятій съ 8ью кубиками,—здѣсь фигуры являются
уже слишкомъ сложными, и самое упражненіе можетъ крайне утомить ребенка.
Необходимо при этихъ занятіяхъ сначала упростить фигуры, выбравъ меньшее
число кубиковъ и постепенно прибавляя новые, или строить и изо всѣхъ
27 кубиковъ, только болѣе простыя фигуры. (Смотри рисунки въ концѣ).
Вы сначала составляете правильный треугольникъ, по 9ти кубовъ на каждой
сторонѣ; наконецъ кладете кубы, сложенные изъ призмъ. Нотомъ отнимаете
по одной изъ этихъ сложенныхъ призмъ и располагаете ихъ по сторонамъ
вашей треугольной фигуры.
Упражненія въ геометрическихъ формахъ, какъ мы уже замѣтили, при
5мъ и 6мъ дарѣ, могутъ обнять чуть ли не всю геометрію. Но храни Богъ
перечерезчурить, идти слишкомъ. далеко съ дѣтьми и въ этомъ отношеніи.
Мы продолжаемъ учить счету, но съ величайшею постепенностью. Въ двухъ
предъидущихъ главахъ, въ многочисленныхъ примѣрахъ, мы указали доста
точно подробно, какъ слѣдуетъ маленькихъ дѣтей упражнять въ первомъ
счетѣ. При математическихъ постройкахъ 5го и 6го дара слѣдуетъ дер
жаться тѣхъ же правилъ, принявъ во вниманіе только то, что дѣти здѣсь