Page 363 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 363

— 347 —

   скую хату? Мы сдѣлаемъ сначала избу,       потомъ весь крестьянскій дворъ.
   Въ избѣ тоже ли бываетъ, что въ городскихъ покояхъ? Здѣсь мы поставимъ
   у стѣнъ скамейки, большой столъ, сундукъ, шкапикъ для посуды, русскую печь.
   Сдѣлаемъ теперь и цѣлый домъ. Чѣмъ онъ отличается, какъ его рубятъ изъ
   лѣсу? При этомъ могутъ помочь и складныя крестьянскія хаты, какія про­
   даются въ игрушечныхъ лавкахъ.—А чѣмъ жизнь крестьянина отличается
   отъ жизни горожанина? Въ городѣ преимущественно живутъ столяры, мѣдники,
   ткачи, горшечники и другіе ремесленники, кромѣ того купцы, военные, ученые,
   и проч. Въ селѣ болѣе занимаются хлѣбопашествомъ. Не даромъ русскій
   человѣкъ толкуетъ про свое житье­бытье: „Не печь кормитъ, а нивка". Что
   это значитъ? „На полатяхъ лежать, такъ и ломтя не видать". Если не работать,
   а только лежать на полатяхъ (замѣняющихъ крестьянину кровать), — хлѣба
   не будетъ. Крестьянинъ усердно работаетъ день деньской: пашетъ, сѣетъ,
   жнетъ, коситъ, дрова рубитъ, не любитъ тѣхъ, кто лежитъ на печи. Надъ
   нерадивыми, что всякое дѣло кое­какъ дѣлаютъ, онъ такъ смѣется:       „Сбилъ,
   сколотилъ—вотъ колесо! Сѣлъ да поѣхалъ—ахъ, хорошо! оглянулся назадъ—
   однѣ спицы лежать". Работа трудна, да у мужичка есть свой дворъ и домъ,
   гдѣ хотя и „не уѣдно, да улежно", т. е. —хотя и не всегда поѣшь до сыта,
   да отдохнуть можно. „Не красна изба углами, а красна пирогами". Нироги
   простой народъ ѣстъ въ праздникъ, а въ будни щи, хлѣбъ, да кашу. У кого
   заведется баранина, да сало свиное, про того уже говорятъ:       „Домъ, какъ
   полная чаша". А коли нѣтъ муки и пирога испечь, все же пе печалятся,
   шутятъ: „Порогъ поскребла, да пирогъ испекла".      Какъ ни бѣденъ русскій
   человѣкъ, а готовъ послѣднимъ кускомъ подѣлиться съ гостемъ: „Что въ печи,
   все на столъ мечи". Ну и гостю не нужно быть жаднымъ. Дурно, кто ходитъ
   къ другимъ, чтобы только поѣсть: „На чужой каравай, ротъ не разѣвай" —
   говорить пословица.
         А вотъ разгадай. Маша, загадки: „Сто гостей, сто постелей — одному
   гостю нѣтъ постели" (Бревна въ избѣ и матица).        „На улицѣ кромушка,
   въ избѣ ломотокъ" (Бревно въ стѣнѣ). „Два брата глядятся, а вмѣстѣ не
   сойдутся" (Полъ и потолокъ). „Не шагаетъ, а ходитъ" (Дверь).       „Молчанъ­
   собака весь домъ стережетъ" (Замокъ).
         Въ другой разъ вы начнете утро постройкою изящныхъ формъ.         Здѣсь
   опять у Фребеля требуется, чтобы въ каждую фигуру входили всѣ кубики.
   Такимъ образомъ, послѣ занятій съ 8­ью кубиками,—­здѣсь фигуры являются
   уже слишкомъ сложными, и самое упражненіе можетъ крайне утомить ребенка.
   Необходимо при этихъ занятіяхъ сначала упростить фигуры, выбравъ меньшее
   число кубиковъ и постепенно прибавляя новые,       или строить и изо всѣхъ
   27 кубиковъ, только болѣе простыя фигуры.      (Смотри рисунки въ концѣ).
   Вы сначала составляете правильный треугольникъ, по 9­ти кубовъ на каждой
   сторонѣ; наконецъ кладете кубы, сложенные изъ призмъ. Нотомъ отнимаете
   по одной изъ этихъ сложенныхъ призмъ и располагаете ихъ по сторонамъ
   вашей треугольной фигуры.
        Упражненія въ геометрическихъ формахъ, какъ мы уже замѣтили, при
   5­мъ и 6­мъ дарѣ, могутъ обнять чуть­ ли не всю геометрію. Но храни Богъ
   перечерезчурить, идти слишкомъ. далеко съ дѣтьми и въ этомъ отношеніи.
   Мы продолжаемъ учить счету, но съ величайшею постепенностью. Въ двухъ
   предъидущихъ главахъ, въ многочисленныхъ примѣрахъ, мы указали доста­
   точно подробно, какъ слѣдуетъ маленькихъ дѣтей упражнять въ первомъ
   счетѣ.  При математическихъ постройкахъ 5­го и 6­го дара слѣдуетъ дер­
   жаться тѣхъ же правилъ, принявъ во вниманіе только то, что дѣти здѣсь
   358   359   360   361   362   363   364   365   366   367   368