Page 368 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 368

— 352 —

   ность. Говорите съ ребенкомъ, о чемъ угодно, и вѣрьте, читатель, онъ оста­
   нется чистъ и невиненъ, если только при этомъ вы сами серьезно смотрите
   на предметъ, объясняете то, что идетъ къ дѣлу, а не говорите изъ пустой
   болтовни, или, что еще хуже, для собственной пошлой потѣхи:         „ишь по­
   стрѣлъ! уже и это понимаетъ" или: „губа­то не дура" и т. п. Родители, ко­
   торые такъ забавляются съ своими дѣтьми, конечно, воспитаютъ пошляковъ.
        Трудно съ точностью опредѣлить, что въ той или другой баснѣ слѣдуетъ
   объяснять ребенку, на чемъ больше останавливаться. Вѣрнѣе всего онъ самъ
   на это укажетъ, передавая вамъ свои впечатлѣнія. Вы и группируете ваши
   объясненія около предметовъ, которые его болѣе заняли, которые онъ всего
   живѣе усвоилъ. Если же разсказъ показался ему совсѣмъ не занимательнымъ,
   то это значитъ, что содержаніе басни ему чуждо и надо избрать другую. Для
   примѣра разскажемъ, какъ намъ случалось толковать хотя басню: „Слонъ и
   Моська". Не заставляя никогда долбить басни, мы читаемъ первый разъ съ
   начала до конца безъ всякихъ объясненій. Безпрестанные остановки и по­
   правки помѣшали бы тому цѣльному, живому впечатлѣнію, какое долженъ
   произвести разсказъ; кромѣ того тутъ еще нужно напередъ узнать, какихъ
   объясненій требуетъ самъ ребенокъ. Послѣ прочтенія, у него, напримѣръ мо­
   гутъ явиться вопросы: что такое толпы зѣвакъ, моська, шафка?
        Во всей баснѣ ребенокъ не понялъ два, три слова; предметъ, ими озна­
   чаемый, долженъ быть уже прежде ему хорошо знакомъ, но онъ не совсѣмъ
   помнитъ особыя, видовыя названія собаки: моська и шафка. Послѣ вопроса
   „что такое?" обыкновенно слѣдуетъ вопросъ „почему?" — Почему моська такъ
   и лѣзетъ въ драку съ слономъ, когда тотъ ей ничего дурнаго не сдѣлалъ?
   И отчего это шафка ее начинаетъ усовѣщивать? Здѣсь намъ кажется весьма
   не трудно указать дѣтямъ хвастовство и смѣшное самохвальство моськи, ко­
   торая тщеславится своимъ забіячествомъ. Анализируя это явленіе, вы напа­
   даете на вопросы: видѣлъ ли ты забіякъ? кого бы ты назвалъ забіякой? боль­
   шая ли честь прослыть забіякой? можетъ ли Моська по своей силѣ и на
   самомъ дѣлѣ быть забіякой? Отчего­же ей этого такъ захотѣлось? какіе люди
   хвастаютъ лишь тѣмъ, что могутъ съ кѣмъ нибудь подраться и кого нибудь
   побить? чѣмъ моська думала снискать себѣ уваженіе между собаками? зачѣмъ
   въ баснѣ нужно было вывести слона? удачно­ли моська выбрала случай по­
   казать свою удаль? чѣмъ смѣшна она? а если бы по улицѣ шелъ не слонъ,
   а бѣжала маленькая собачка, стала­ли бы моська хвастать своимъ забіяче­
   ствомъ? а какова шафка? что бы ты сказалъ, если бы увидѣлъ забіяку?
   потому­ли только моська была глупа, что нападала на огромное животное?
   и проч.
        Послѣ подобныхъ бесѣдъ живой ребенокъ самъ будетъ просить васъ про­
   честь еще бг.сню и станетъ пересказывать всѣмъ домашнимъ, что онъ узналъ;
   при этомъ опъ охотно дозволитъ вамъ поправлять ошибки въ его разсказѣ.
   Пусть на другой день онъ передастъ это своими словами, какъ ему взду­
   мается: останавливайте его только тамъ, гдѣ будутъ у него неправильные
   обороты, или вмѣсто характерная» выраженія, въ родѣ слѣдующаго: пу на
   него метаться,—скучныя растянутыя фразы. Такъ по немногу, напоминая
   слова басни, вы незамѣтно заставите его выучить ее на память. Тогда можно
   будетъ перейти къ другой, напр. къ баснѣ „Двѣ бочки". Прочитавъ ее, вы
   легко наведете ребенка на слѣдующія соображенія.
         — Одна бочка ѣдетъ тихо, скромно, не думая передъ другими гремѣть,
   шумѣть и хвастать: къ томзг же она полна виномъ и не можетъ скоро ѣхать.
   Другая на легкѣ—вотъ она и несется вскачь. Къ тому же она, какъ пустая,
   363   364   365   366   367   368   369   370   371   372   373