Page 371 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 371

— 355 —

        2) Въ ней не должно быть ничего, что и взрослыми считается предо­
   судительными, т. е. не должно быть повода къ азарту, какой мы видимъ при
   игрѣ въ карты, а также не слѣдуетъ вводить игры, гдѣ существуютъ         про­
   игрыши: подъ этимъ мы разумѣемъ такую дѣтскую забаву, гдѣ промахъ и
   неудача одного выгодны для другаго.
        3) Подвижныя игры должны сопровождаться какими нибудь тѣлодвиже­
   ніями.
        Такъ какъ онѣ обыкновенно слѣдуютъ за занятіями, требующими усид­
   чивости, то цѣлью игры должно быть развитіе мускуловъ дитяти, а сред­
   ство къ достиженію этого—движеніе.
        Игры въ обществѣ товарищей научаютъ ребенка терпѣнію. Когда, на­
   примѣръ, играютъ въ кошку­мышку, действующими лицами могутъ быть
   только двое дѣтей. Вниманіе остальныхъ обращено только на то и другое
   действующее лицо; ихъ удача и неудача такъ возбуждаетъ дѣтей, что всѣ
   они тотчасъ непремѣнно хотятъ принять участіе въ ихъ дѣйствіяхъ. Между
   тѣмъ правило игры таково, что каждый долженъ ждать своей очереди. Дѣти
   скоро начинаютъ сознавать, что это ожиданіе очереди необходимое условіе
   товарищества.
        Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Мы
   видѣли, что дѣти, которыхъ не учатъ играмъ, подражаютъ только дѣйствіямъ
   своихъ близкихъ; но главное условіе игръ—дать какъ можно болѣе разно­
   образія, развить фантазію ребенка настолько, чтобы потомъ онъ самъ, безъ
   помощи воспитателя, могъ изобретать игры. Изъ этого ясно, что подвижная
   игра должна имѣть цѣлью не только физическое упражненіе, но и ум­
   ственное.
        Она должна быть совершенпо свободна. Малѣйшее утомленіе со стороны
   ребенка или даже простое его иаявленіе, что онъ не хочетъ играть, служитъ
   уже достаточнымъ поводомъ, чтобы онъ вышелъ изъ кружка играющихъ; онъ
   снова станетъ въ ряды ихъ при первомъ своемъ желаніи. Однако не нужно
   думать, что дѣтямъ слѣдуетъ указывать только игры, сопровождаемыя пѣснями.
   Чѣмъ больше вы покажете имъ различныхъ игръ, тѣмъ скорѣе и въ этомъ
   отношеніи станутъ они самостоятельными. Вотъ образцы ихъ, безъ пѣнія:
        1) Коршунь. Дѣти составляютъ кружокъ, одинъ садится въ середину и
   скребетъ рукою по полу.
         „Коршунъ, коргаунъ, что ты дѣлаешь?" (спрашиваютъ въ голосъ дѣти).
         — Ямочку копаю.
        — На что тебѣ ямочка?
         — Денежку ищу.
        — На что тебѣ денежка?
         — Иголочку купить.
        — На что тебѣ иголочка?
         — Мѣшечекъ сшить.
        — На что тебѣ мѣшечекъ?
         — Камушки класть.
         — На что тебѣ камушки?
         — Въ васъ побросать, васъ погубить.
        — За что?
        — Вы мое гнѣздо срыли,
         Моихъ дѣтокъ словили,
         Моихъ дѣтокъ убили.
   Коршунъ вскакиваетъ и бросается ловить дѣтей. Кого поймаетъ, тотъ садится
                                                                          23*23*23*23*
   366   367   368   369   370   371   372   373   374   375   376