Page 369 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 369
— 353.—
не освѣжитъ, не напоитъ, никого не порадуетъ, а только лошадь занимаетъ,—
вотъ и хочется ей обратить на себя вниманіе хотя грохотомъ да стукотней.—
А отчего тутъ стукотня и громъ, и пыль столбомъ?—Стукотня—отъ ударовъ
колесъ о мостовую при скорой ѣздѣ, громъ—отъ того, что внутри бочки
пусто: какъ тряхнетъ, она и застучитъ; каждый стукъ въ ней отдается,—
вотъ крикни въ пустую бочку, услышишь такой громкій шумъ. Пыль стол
бомъ,—какъ и всегда бываетъ во время скорой ѣзды: не улеглась еще пыль
въ одномъ мѣстѣ, какъ уже подымается другая, — вотъ и кажется, будто
пыль стоитъ столбомъ. Ну, а многоли пользы отъ пыли да отъ стукотни?
Хорошенько понявъ и усвоивъ различіе между обѣими бочками и замѣтивъ
наиболѣе характерныя выраженія басни, ребенокъ легко и самъ сдѣлаетъ изъ
нея приііѣненіе, какое представится ему въ томъ или другомъ случаѣ.
Въ предъидущей главѣ мы давали объясненія сказокъ и загадокъ, те
перь говорили о басняхъ; но это еще не значитъ, что въ шести, семи
лѣтній возрастъ уже не слѣдуетъ давать сказокъ и загадокъ, а замѣнить
ихъ баснями. Если, по развитію ребенка, уже можно было однажды начать
съ нимъ какое нибудь умственное или механическое упражненіе, пусть оно
продолжается и въ то время, когда параллельно съ нимъ вы вводите другія
занятія. Конечно при этомъ вы его разнообразите и всякій разъ даете въ дру
гой формѣ; вы его не прекращаете, пока оно не станетъ для ребенка совер
шенно легкимъ.
Въ 7, 8 лѣтъ (но отнюдь не ранѣе 7ми лѣтняго возраста), приходится
начинать учить ребенка грамотѣ. Это обученіе въ первый годъ, продолжаясь
20—25 минуть кряду, въ суммѣ должно отнимать времени не болѣе полутора
часа въ день. Слѣдовательно и лри обученіи грамотѣ у ребенка будетъ оста
ваться достаточно времени и на бѣготию, и на продолженіе наблюденій надъ
окружающимъ міромъ, и на механическія занятія, сопровождаемыя живыми
бесѣдами, сказками, пѣснями, разсказами, загадками, которыя и теперь должны
идти своимъ чередомъ, какъ и прежде.
лллл