Page 366 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 366
— 350 —
томъ все въ большемъ и болыпемъ разстояніи ставятъ какую нибудь доску,
въ которую и цѣлится ребенокъ. Однимъ словомъ такихъ игрушёкъ, въ ко
торыхъ вмѣстѣ съ упражненіями физическими есть и койкакая работа для
рукъ и головы, очень много.
Но еще болѣе необходимы для лѣта желѣзная и деревянная лопатка,
несколько совочковъ, грабельки, тачка... Ребенокъ самъ себѣ устраиваетъ
маленькій городокъ; онъ обнесетъ его заборомъ изъ деревянныхъ колышковъ;
вы укажете ему, какъ разбить грядки, какъ весь огородъ окопать канавкой.
Послѣ дождя онъ увидитъ свою канавку, наполненную водой, но это самое
и спасло его грядки, ихъ не размыло. Сколько физическихъ упражненій,
сколько предметовъ для наблюденій, сколько радости ребенку! Но вы не огра
ничиваетесь этими наблюденіями. Кругозоръ ребенка такъ расширился по
7му, 8му году, что ему доступно и еще многое. Механическія работы и
занятія малопомалу должны уступать мѣсто умственнымъ упражненіямь,
разсказамъ и самостоятельнымъ наблюденіямъ въ природѣ того, чего онъ
прежде вовсе не замѣчалъ.
Въ этотъ возрастъ, а иногда и раньше, многіе родители, сознающіе весь
вредъ и всю пошлость оффиціальной дѣтской поэзіи, выражающейся въ по
здравительныхъ стишкахъ къ мамѣ и лапѣ, даютъ дѣтямъ заучивать басни.
Вотъ потомуто мы остановимся на басняхъ Крылова и укажемъ, что изъ
нихъ можно выбирать и какихъ онѣ требуютъ объясненій со стороны воспи
тателя.
Басни Крылова действительно болѣе доступны каждому, чѣмъ всѣ дру
гія произведенія нашихъ русскихъ писателей. Простота слога, живость и
игривое остроуміе разсказа, художественная его отдѣлка, въ которой мы въ
одно и тоже время находимъ и краткость и законченность, наконецъ здра
вый смыслъ, которымъ онѣ проникнуты, все это качества безспорно драго
цѣнныя въ педагогическомъ отношеніи. Но нельзя сказать, чтобы каждая
басня Крылова, взятая въ отдѣльности, въ одинаковой мѣрѣ удовлетворяла
требованіямъ дѣтскаго возраста. Весьма многія изъ нихъ проникнуты тонкой
сатирой, совсѣмъ недоступной дѣтямъ, другія, по узкости взгляда, могутъ дать
ложное или одностороннее понятіе о предметѣ. Возьмемъ въ примѣръ нѣ
сколько басенъ изъ тѣхъ, которыя чаще всего даютъ заучивать маленькимъ
дѣтямъ.
Басня „Ворона и Лиса" изображаетъ ловкость и изворотливость лисы,
которая выманиваетъ сыръ у глупой вороны. Ея главная цѣль — пока
зать, какъ бываетъ наказанъ тотъ, кто поддается на льстивыя слова: урокъ
практическій и полезный неопытнымъ людямъ; но искусство льстеца здѣсь пред
ставлено такъ игриво, что нисколько не видно гнусности лжи. Лисица чуть
ли не была права, обманывая ворону, которой вся вина состоитъ въ одной
ея глупости: плутовка забавляетъ васъ своею хитростью, и вы не чувствуете
къ ней ни малѣйшаго презрѣнія. Здѣсь смѣхъ, возбуждаемый глупою воро
ною, намъ кажется не совсѣмъ нравственнымъ. Если надъ ней посмѣется
ребенокъ, самъ наклонный ко лжи и лукавству, то цѣль басни врядъ ли бу
детъ достигнута.
Басня „Котъ и Поваръ", очень живая по содержанію, совершенно до
ступна ребенку въ шесть лѣтъ; но ея мораль довольно сомнительная. Тутъ
въ смѣшномъ видѣ представленъ поваръ, который хочетъ подѣйствовать убѣж
деніями на блудливаго кота, стянувшаго курченка:
«А я бы повару иному Чтобт. словъ не тратить по пустому,
Вѳлѣль на стѣнкѣ зарубить, Гдѣ нужно власть употребить».