Page 361 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 361

— 345 —

             21 цѣльный кирпичъ ........ ­ ...                      21
               3 кирпичика, раздѣленныхъ на 2 квадрата ...           6
               3 кирпичика, раздѣленныхъ на 2 вдоль ....             6

   и такъ вмѣсто 27 мы находимъ въ ящикѣ 6 дара ....                33 тѣла.
        Шестой даръ представляете новыя средства къ болѣе точному воспроиз­
   веденію дѣйствительности: мы дѣлаемъ въ зданіяхъ болѣе тонкія стѣнки,
   строимъ балконы, колоннады; дѣленіе кирпичиковъ вдоль даетъ возможность
   ставить совершенно правильные столбы, которымъ пьедесталами служатъ
   сдѣланные изъ кирпичиковъ квадратики и проч. При построеніи изящныхъ
   формъ и математическихъ фигуръ тутъ тоже являются свои особенности.
        Принимая. 5­й и 6­й даръ Фребеля для занятій съ дѣтьми отъ 6 до 9­ти
   лѣтняго возраста, мы должны сдѣлать въ нихъ еще болѣе измѣненій, чѣмъ въ 3
   и 4 дарѣ, согласно предположенной нами системѣ упражненій. Въ прошлый разъ
   мы привели распредѣленіе занятій для зимняго дня, нынѣ для разнообразія
   избираемъ лѣтнее время. Что касается зимнихъ игръ и бесѣдъ, то читатели
   поймутъ, какъ и что устроить изъ того, что мы предлагали въ предъидущемъ
   очеркѣ; но' согласно съ болыпимъ развитіемъ дѣтей, онѣ естественно ста­
   новятся сложнѣе. Многое, предлагаемое нами въ настоящей главѣ, послужить
   матеріаломъ и для зимнихъ занятій, какъ напримѣръ, разнообразныя по­
   стройки съ 5 и 6 даромъ.
        Съ этихъ построекъ и начинаются утреннія упражненія ребенка, при­
   томъ такъ, что въ одинъ день можно избрать жизненныя формы, на другой
   изящныя, на третій—математическія. Давая въ первый разъ 5­ый даръ, въ
   руководствахъ Фербеля прежде всего совѣтуютъ знакомить съ этимъ даромъ:
   считать ряды кубиковъ, заыѣчать ихъ расположеніе въ цѣломъ кубѣ, указы­
   ваютъ на отличіе формы треугольной призмы отъ куба. Замѣтимъ, что пере­
   ходъ отъ куба съ 8 частями къ кубу, въ которомъ 39 частей, слишкомъ рѣз­
   кій, и знакомить со всѣми численными отношеніями въ этомъ многосложномъ
   кубѣ можно никакъ не сразу, а лишь очень постепенно. На первый разъ
   довольно, если, знакомя съ новою игрушкой, мы укажемъ дѣтямъ, что тутъ
   больше 8 кубовъ и что кромѣ кубовъ есть треугольныя тѣла, происшедшія
   отъ дѣленія кубиковъ вкось на двѣ и на четыре части. И изъ этого мате­
   ріала ребенокъ долженъ строить все, что онъ видитъ кругомъ, но отъ вре­
   мени до времени пусть его постройки вытекаютъ одна изъ другой, т. е., чтобы
   изъ одной формы выходила другая безъ разрушенія            прежде    построен­
   наго. Такъ изъ куба послѣдовательно дѣлаютъ лѣстницу, кресло, кровать,
   колодезь, домъ, и проч. Если и полезно иногда упражнять дѣтей такймъ
   образомъ,   то столь же необходимо      обращать    вниманіе и на содержа­
   ніе, представляемое тою или другою формою, и здѣсь, какъ и въ занятіяхъ
   съ   3­хъ,  4­хъ лѣтними дѣтьми, мы точно также заботимся о цѣлости
   бесѣды, основанной на внутренней связи между объясненными предметами.
   Изъ 8 кубиковъ мы строили столъ, стулъ, шкафъ, постель,        такъ что намъ
   рѣдко приходилось дѣлать два предмета вмѣстѣ. Теперь, при болыпемъ коли­
    чествѣ матеріала, мы строимъ тѣ же предметы совершеннее и кромѣ того
    заставляемъ дѣтей устраивать цѣлую комнату, со всѣми принадлежностями.
    Ребенокъ обдумываетъ: „кроватку, одну для меня, другую для няни, шкафъ...
    туда нужно убирать бѣлье, столикъ для умыванья... много стульевъ мы тутъ
   не будемъ ставить... а столикъ нужно, у кроватки... помнишь, какъ меня но
   выпускали, съ постели, такъ на столикѣ стояли игрушки, кушанье". „Акакія
   еще бываютъ комнаты?"...—Столовая: для столовой нужно длинный, большей
   356   357   358   359   360   361   362   363   364   365   366