Page 361 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 361
— 345 —
21 цѣльный кирпичъ ........ ... 21
3 кирпичика, раздѣленныхъ на 2 квадрата ... 6
3 кирпичика, раздѣленныхъ на 2 вдоль .... 6
и такъ вмѣсто 27 мы находимъ въ ящикѣ 6 дара .... 33 тѣла.
Шестой даръ представляете новыя средства къ болѣе точному воспроиз
веденію дѣйствительности: мы дѣлаемъ въ зданіяхъ болѣе тонкія стѣнки,
строимъ балконы, колоннады; дѣленіе кирпичиковъ вдоль даетъ возможность
ставить совершенно правильные столбы, которымъ пьедесталами служатъ
сдѣланные изъ кирпичиковъ квадратики и проч. При построеніи изящныхъ
формъ и математическихъ фигуръ тутъ тоже являются свои особенности.
Принимая. 5й и 6й даръ Фребеля для занятій съ дѣтьми отъ 6 до 9ти
лѣтняго возраста, мы должны сдѣлать въ нихъ еще болѣе измѣненій, чѣмъ въ 3
и 4 дарѣ, согласно предположенной нами системѣ упражненій. Въ прошлый разъ
мы привели распредѣленіе занятій для зимняго дня, нынѣ для разнообразія
избираемъ лѣтнее время. Что касается зимнихъ игръ и бесѣдъ, то читатели
поймутъ, какъ и что устроить изъ того, что мы предлагали въ предъидущемъ
очеркѣ; но' согласно съ болыпимъ развитіемъ дѣтей, онѣ естественно ста
новятся сложнѣе. Многое, предлагаемое нами въ настоящей главѣ, послужить
матеріаломъ и для зимнихъ занятій, какъ напримѣръ, разнообразныя по
стройки съ 5 и 6 даромъ.
Съ этихъ построекъ и начинаются утреннія упражненія ребенка, при
томъ такъ, что въ одинъ день можно избрать жизненныя формы, на другой
изящныя, на третій—математическія. Давая въ первый разъ 5ый даръ, въ
руководствахъ Фербеля прежде всего совѣтуютъ знакомить съ этимъ даромъ:
считать ряды кубиковъ, заыѣчать ихъ расположеніе въ цѣломъ кубѣ, указы
ваютъ на отличіе формы треугольной призмы отъ куба. Замѣтимъ, что пере
ходъ отъ куба съ 8 частями къ кубу, въ которомъ 39 частей, слишкомъ рѣз
кій, и знакомить со всѣми численными отношеніями въ этомъ многосложномъ
кубѣ можно никакъ не сразу, а лишь очень постепенно. На первый разъ
довольно, если, знакомя съ новою игрушкой, мы укажемъ дѣтямъ, что тутъ
больше 8 кубовъ и что кромѣ кубовъ есть треугольныя тѣла, происшедшія
отъ дѣленія кубиковъ вкось на двѣ и на четыре части. И изъ этого мате
ріала ребенокъ долженъ строить все, что онъ видитъ кругомъ, но отъ вре
мени до времени пусть его постройки вытекаютъ одна изъ другой, т. е., чтобы
изъ одной формы выходила другая безъ разрушенія прежде построен
наго. Такъ изъ куба послѣдовательно дѣлаютъ лѣстницу, кресло, кровать,
колодезь, домъ, и проч. Если и полезно иногда упражнять дѣтей такймъ
образомъ, то столь же необходимо обращать вниманіе и на содержа
ніе, представляемое тою или другою формою, и здѣсь, какъ и въ занятіяхъ
съ 3хъ, 4хъ лѣтними дѣтьми, мы точно также заботимся о цѣлости
бесѣды, основанной на внутренней связи между объясненными предметами.
Изъ 8 кубиковъ мы строили столъ, стулъ, шкафъ, постель, такъ что намъ
рѣдко приходилось дѣлать два предмета вмѣстѣ. Теперь, при болыпемъ коли
чествѣ матеріала, мы строимъ тѣ же предметы совершеннее и кромѣ того
заставляемъ дѣтей устраивать цѣлую комнату, со всѣми принадлежностями.
Ребенокъ обдумываетъ: „кроватку, одну для меня, другую для няни, шкафъ...
туда нужно убирать бѣлье, столикъ для умыванья... много стульевъ мы тутъ
не будемъ ставить... а столикъ нужно, у кроватки... помнишь, какъ меня но
выпускали, съ постели, такъ на столикѣ стояли игрушки, кушанье". „Акакія
еще бываютъ комнаты?"...—Столовая: для столовой нужно длинный, большей