Page 346 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 346

— 330 —

   Съ краю у него выстроенъ изъ кубиковъ стулъ и столъ; мебель окружена
   вѣточкамн, воткнутыми въ песокъ елки. Это означаетъ у него садъ. Въ сто­
   ронѣ гладкая дорожка,     сзади которой тянется густая роща изъ тѣхъ же
   елокъ; тамъ возвышается горка, а внизу озеро. Ребенокъ даже и это уму­
   дрился сдѣлать: взялъ крышечку отъ баночки, налилх воды и окопалъ такъ
   пескомъ, что вода будто и действительно стояла въ пескѣ. Вотъ какую пол­
   ную картину природы и жизни могутъ изобразить тѣ дѣти въ 4, 5 лѣтъ ко­
   торыхъ воспитываютъ, какъ слѣдуетъ.
        У хорошихъ воспитателей ребенокъ, конечно, уже имѣетъ въ эти годы
   нѣсколько горшковъ съ землею, въ которыхъ онъ самъ сѣетъ разныя сѣмена,
   самъ ихъ поливаетъ и ухаживаетъ за ними. Загляните въ комнату Маши.
   Теперь хотя и зима, но она продолжаетъ свои неболыпія наблюдепія. На
   окошкѣ у нея горшки и стеклянныя банки, на гвоздикѣ у окна маленькая
   лейка. Лишь только она оканчиваетъ занятія, она подбѣгаетъ къ своему окну.
   Въ одной банкѣ у нея посѣенъ горохъ, въ другой — бобъ, пшеница, поса­
   жено нѣсколько луковичныхъ растеній: лилія, гіацинты. — Нужно полить
   бобъ,—говоритъ она, щупая землю. —Ахъ, ужъ нѣсколько бобовъ взошло!—
   Она осторожно выдергиваетъ одинъ изъ нихъ и внимательно осматриваетъ,
   потомъ живо кладетъ на окно и запускаетъ рученку въ стеклянную банку.
   Тамъ у нея тоже бобъ, только не въ землѣ, а въ тепловатой водѣ. — По­
   смотри, мама, что же это съ верхнею кожицею сдѣлалось? Какъ она смор­
   щилась! — Бобъ сильно      намокъ, кожица растянулась, а горохъ остался
   такой­же величины, какъ и прежде; кожица, значитъ, не можетъ плотно его
   обхватить—больше стала горошины: она и сморщилась.—Теперь понимаю, —
   говоритъ самъ съ собою ребенокъ, то посматривая на бобъ, вынутый изъ
   земли, то на тотъ, который онъ взялъ изъ воды.—Вотъ это откуда корешекъ?
   оказывается, что этотъ язычекъ въ горошинѣ превращается въ землѣ въ ко­
   решокъ.—А откуда же взялась эта зелень, которая вверхъ идетъ у боба?
        Вы ножичкомъ перерѣзываете бобъ пополамъ и указываете, что язычекъ
   продолжается внутри ядра въ видѣ изогнутаго стебелька и двухъ листиковъ.
   Ребенокъ хватается за бобъ, вынутый изъ земли, и ему теперь ясно, отчего
   корешокъ и надземный стволъ такъ близко другъ отъ друга и стоятъ на
   одной линіи. Вы ему этого не говорите, но онъ самъ соображаетъ, что видно
   изъ его восклицанія: такъ, значитъ, и въ зернышкѣ они были близко одинъ
   около другаго! — При случаѣ, онъ сообщаетъ матери и другія свои наблю­
   деніи, дѣлая при этомъ множество полезныхъ для него вопросовъ.—Вотъ
   тотъ бобъ, мама, который выросъ изъ земли, — гораздо дольше росъ, чѣмъ
   тотъ, который въ водѣ лежалъ.     Отчего это? — А вотъ отчего: вѣдь у того
   боба, который лежалъ     въ водѣ,  было гораздо больше свѣта, а этому въ
   землѣ темнѣе было; ну, къ тому же и вода помогла: въ водѣ всякій ро­
   стокъ скорѣе вытянется; за то въ землѣ бобъ и горохъ продолжаютъ роста,
   а тотъ, что остается въ водѣ, если долго лежитъ, совсѣмъ сгніетъ. Это­жъ
   отчего? Тутъ вы можете сообщить ребенку, что послѣ того, какъ бобъ пу­
   стилъ корешокъ, ему уже нужна пища, а пищу онъ беретъ изъ земли.
        Не менѣе удовольствія и пользы доставляютъ ребенку и луковичныя
   растенія. Онъ видѣлъ каждый день,       какъ увеличивалась въ ростѣ зелень,
   какъ образовалась почка, какъ пробился изъ нея прекрасный большой цвѣ­
   токъ, въ которомъ онъ ясно видитъ всѣ части.
        Спрашивается: какіе родители не въ состояніи доставить ребенку воз­
   можность оживить такимъ образомъ зимнее затворничество? Раеходъ на эти
   сѣмена и горшки не большой, а занятій для рукъ, ума и сердца—на цѣлую
   341   342   343   344   345   346   347   348   349   350   351