Page 345 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 345

— 329 —

   говорятъ, лучше мягкаго пирога; иной разъ не корми да обласкай. Вотъ тоже
   быть терпѣливымъ,—ты скажешь: не мерзнуть же въ лѣсу, когда нѣтъ
   моченьки терпѣть. Еще бы! разумѣется, надо скорѣе бѣжать домой; да если
   ты нѣженка, боишься всякаго холодку, такъ и минуты не вытерпишь даже
   и тогда, когда это было бы для чего нибудь очень нужно. Ты можетъ быть
   также удивляешься, отчего Морозко не заморозилъ Надю? Неужели онъ от­
   того съ ней не поступилъ такъ, какъ съ другими, изъ­за какого нибудь
   одного ласковаго слова? А вотъ подумай, Морозко жилъ всегда одинъ въ
   лѣсу; конечно, ему не приходилось ни отъ кого слышать ласковаго слова,
   потому что онъ вѣдь Морозъ—знобитъ, холодитъ, никому не даетъ спуску.
   Ну, а Надя приласкала его даже и въ то время, когда самой жутко приходи­
   лось. Когда онъ ее спрашивалъ, тепло­ли ей, она не стала его бранить; не
   сказала ему: „что ты злой, скверный"! —и онъ вправду сталъ добрымъ. По­
   нимаешъ­ли! часто человѣкъ бываетъ дурнымъ только потому, что ни отъ
   кого не слышитъ добраго слова, не знаетъ ласки).
        Какъ узнала старуха, какая честь ея падчерицѣ, то поскорѣе снаря­
   дила въ лѣсъ и свою любимую дочку: дескать, одарятъ ее еще лучше. Да
   дочка ея Маша была злая, балованная. Какъ пришелъ Морозко, да сталъ
   спрашивать: тепло­ли тѣ дѣвица?—она не утерпѣла и крикнула съ досады:
   „Сгинь ты"     (пропади),  „окаянный!"    (такой, котораго всѣ ненавидятъ,
   проклинаютъ). „Вся насквозь     иззябла, а онъ дурень еще спрашиваетъ:
   „тепло­ли?"
        На другой день сама старуха поѣхала за дочкой: глядитъ, ея Маша
   лежитъ мертвая, совсѣмъ окостенѣла."
        Предлагаемая сказка, какъ видятъ читатели, сокращена. Намъ кажется
   необходимо это сокращеніе, чтобы не утомить дѣтей и придать разсказу болѣе
   цѣлости.
        Конечно, дѣти могутъ требовать и такихъ объясненій, которыхъ у насъ
   не найдутъ читатели, но мы даемъ здѣсь только то, на чемъ намъ самимъ
   приходилось остановиться по дѣтскому настоянію. Дѣти весьма часто спра­
   шиваютъ старшихъ: было ли то въ действительности, что мы разсказали ему
   въ сказкѣ. Конечно, вы скажете, что въ жизни не бываетъ того, что слу­
   чается въ сказкѣ, т. е. добро не всегда торжествуете Кромѣ того весьма
   многаго и совсѣмъ быть не можетъ: животные не могутъ разговаривать по
   человѣчески, люди не бываютъ оборотнями. Мы знаемъ дѣтей, которымъ раз­
   сказывали сказки (конечно, это бываетъ тогда, когда сказки даются съ вы­
   боромъ, умѣньемъ и съ объясненіями), и дѣти не становились отъ нихъ
   суевѣрными; хотя они знали, что сказка вымыселъ, они не менѣе того ею
   интересовались.
        Кромѣ „Роднаго Слова" Ушинскаго, кое какія сказки можно выбирать
   изъ сборника Аѳанасьева, напримѣръ: „Котъ и Пѣтухъ", Коза и Волкъ",
   „Теремокъ Мышки", „Колобокъ", „Котъ и Лиса"', „Котъ", „Козелъ и Ба­
   ранъ", „Курица и Нѣтухъ", „Журавль и Цапля", „Грибы", „Бѣлая Уточка",
   „Мѣна", „Дуракъ и Береза" и пр. Большую часть этихъ сказокъ прихо­
   дится сокращать и примѣнять къ дѣтскому характеру. Для болѣе старшаго
   возраста можно пользоваться сказками Аѳанасьева, изданными имъ для дѣтей.
        Будемъ продолжать прерванный занятія.
        — Придумай, мама, чѣмъ мнѣ теперь поиграть; я сама уже такъ
   много выдумывала. — Вотъ тебѣ песку, возьми вчерашнюю вѣтку елки и
   устрой садъ или что нибудь другое.—Черезъ полчаса ребенокъ тянеть васъ
   посмотрѣть на его работу. По всему столу онъ густо разсыпалъ песокъ.
   340   341   342   343   344   345   346   347   348   349   350