Page 340 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 340

— 324 —

   ства; послѣ дѣвочка выздоровѣла; сколько разъ пришлось ей принимать ле­
   карство; назови дни, въ которые она его принимала, сколько всего капель
   приняла она? У меня пять дынь, во сколько разъ я ихъ раздамъ, если каж­
   дый разъ буду давать по одной дынѣ? А если бы одну изъ нихъ я себѣ оста­
   вила, а остальныя стала раздавать по двѣ; во сколько бы тогда разъ я раз­
   дала всѣ дыни? Въ лѣвой рукѣ у меня 8 зеренъ, въ правой два; гдѣ больше?
   сколькими зернами больше въ лѣвой, сколькими меньше въ правой? Надѣ
   семь лѣтъ, а Мишѣ три; сколькими годами сестра старше брата; а братъ
   моложе сестры? Дѣвочка давала больному солдату деньги четыре раза и каж­
   дый разъ по двѣ копѣйки, кромѣ перваго, когда она могла датъ только одну
   копѣйку. Сколько копѣекъ дѣвочка дала солдату? Когда я разъ купила дрова,
   сажень куда­то затерялась и мнѣ пришлось мѣрить аршиномъ. Дрова имѣли
   четыре съ половиною аршина. Сколько значитъ въ нихъ было сажень? Года
   два тому назадъ я была въ дорогѣ цѣлыхъ восемь дней.        Сколько недѣль и
   дней я была въ дорогѣ? Рыбакъ поймалъ 8 рыбъ. Четвертая часть пойман­
   ной рыбы выскользнула изъ рукъ, изъ другой четверти пойманной рыбы онъ
   наварилъ ухи, а остальное продалъ. Сколько рыбы пришлось ему продать,
   сколько опустить въ воду и изъ сколькихъ рыбъ могъ онъ сварить себѣ уху?
        Мы съ товарищемъ жили въ одной мѣстности, но въ двухъ различныхъ
   деревняхъ, на разстояніи другъ отъ друга въ 8 верстахъ. Отправился я къ
   нему и когда прошелъ восьмую часть дороги, встрѣтилъ его самого. Сколько
   же я верстъ прошелъ и сколько мнѣ оставалось идти до деревни товарища?
   Надя три раза въ день пьетъ молоко, каждый разъ по четверти бутылки.
   Сколько бутылокъ молока выпьетъ она въ два дня? Одна дѣвочка мнѣ гово­
   рила: еслибъ мнѣ сшили еще три платья, тогда у меня было бы восемь.
   Сколько значитъ у нея было платьевъ?
        Здѣсь мы даемъ въ руки ребенку вѣсы, чтобы онъ вѣшалъ всѣ пред­
   меты, но, на первый разъ, знакомимъ только съ гирьками, означающими
   фунтъ, полфунта, четверть и осьмую часть.
        Картофель, горохъ, зерновые хлѣба: овесъ, рожь, ячмень, пшеница—все
   это мѣряется четвертями, четвериками, гарнцами. Разумѣется, объ этихъ мѣ­
   рахъ только тогда можно говорить съ ребенкомъ, когда вы тотчасъ же и
   наглядно можете его съ ними познакомить. Вотъ въ этомъ четверикѣ 8 гарн­
   цевъ. Повѣрь, точно ли это такъ. Баба несла за плечами два мѣшка; въ
   каждомъ было по четыре гарнца ржи. Сколько четвериковъ ржи было у нея
   въ двухъ мѣшкахъ? И какая часть четверика была въ каждомъ мѣшкѣ? Когда
   осенью крестьянинъ выкопалъ изъ огорода картофель и смѣрилъ его, у него
   оказался цѣлый четверикъ. Между тѣмъ онъ сажалъ только одинъ гарнецъ.
   Какъ великъ у него урожай и какую часть четверика онъ сажалъ? У крестья­
   нина Петра весною оставался еще четверикъ ржи, въ то время, когда кру­
   гомъ его уже бѣдствовали сосѣди. Одинъ изъ нихъ сталъ просить помочь, и
   ІІетръ далъ четвертую часть того, что самъ имѣлъ; потомъ пришло къ нему
   еще двое сосѣдей, и онъ каждому изъ нихъ далъ по одному гарнцу. Сколь­
   кимъ людямъ помогъ Петръ, сколько роздалъ ржи и сколько осталось у него
   самого? Отвѣсь мнѣ на вѣсахъ осьмушку, четверку и полъ фунта: песку, го­
   роху, стружекъ, зеренъ, крупы. Четверть фунта соли самому куПцу стоила
   четверть копѣйки, а продаетъ онъ ее за полъ копѣйки. Сколько купецъ на­
   живаетъ прибыли на каждомъ фунтѣ соли? А во сколько фунтъ соли обо­
   шелся купцу; покупателямъ почемъ онъ продавалъ? *).

        *) Дрнмѣры подобныхъ задачекъ можно найти также въ прекрасной книжвѣ А. В.. Ка­
   наева «Нянина арпѳметика для дѣтей отъ 4­хъ до 7­ми лѣтъ». Спб. 1890.
   335   336   337   338   339   340   341   342   343   344   345