Page 342 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 342

— 326 —

   жести, равновѣсія тѣлъ и передачи движенія (если поставить, напримѣръ,
   хотя пластинки вертикально, не очень далеко другъ отъ друга, и толкнуть
   одну изъ нихъ, то всѣ другъ за другомъ угіадутъ). Кубики служатъ также
   для ознакомленія дѣтей съ поверхностями, линіями, углами и различными ихъ
   положеніями.
        Итакъ одинъ день мы строимъ, другой—дѣлаемъ по кубикамъ матема­
   тическія упражненія, на третій—складываемъ изящныя формы, на четвертый
   объясняемъ болѣе положеніе тѣлъ (вверху, внизу, сбоку, сзади, спереди) и
   ихъ различное направленіе и проч., какъ это прежде дѣлали съ мячиками.
   Мы, напримѣръ, обставимъ столикъ стульями и говоримъ: этотъ стулъ спе­
   реди стола, эти два сбоку, этотъ позади и т. дадѣе.
        — Однако сегодня такой морозъ, что на дворъ и носу нельзя пока­
   зать,—говорите вы ребенку послѣ часоваго отдыху.
        — Носъ нельзя показать, —посмѣивается надъ вами ребенокъ,—а глаза
   можно?—Да, носу­то больше всего достается, такая и поговорка есть: „береги
   носъ въ большой морозъ".—Ты сказала, что мы не пойдемъ гулять, такъ ты
   или играй теперь со мной, или разскажи хотя сказку.
        Когда ребенку минуло 5 лѣтъ не только возможно, но, намъ кажется,
   даже необходимо отъ времени до времени разсказывать ему сказки. Напрасно
   доьазываютъ многіе педагоги, что сказки даютъ дѣтямъ превратныя понятія
   о природѣ. Этого не можетъ случиться уже потому съ ваши&іъ ребенкомъ,
   что природу и ея жизнь онъ наблюдалъ подъ вашимъ руководствомъ во
   всѣхъ ея дѣйствительныхъ свойствахъ. Мы не отрицаемъ того, что сказка
   принесетъ болѣе вреда, чѣмъ пользы, когда не умѣютъ объяснить ее; тогда
   дѣти останавливаютъ свое вниманіе только на ея внѣшней фантастической
   формѣ: Конечно, ни подъ какимъ видомъ не слѣдуетъ давать сказокъ, кото­
   рыя только стращаютъ или забавляютъ однимъ чудовищнымъ, фантастическимъ
   вымысломъ. Но вѣдь есть и въ высшей степени дѣльныя народныя сказки,
   гдѣ фантазія служить покровомъ,      подъ которымъ скрывается житейская
   истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображеніе природы.
        Прежде сказки служили у насъ единственнымъ воспитательнымъ элемен­
   томъ' и ихъ даізали безъ всякаго разбора. Теперь, изъ боязни пугать дѣтей
   чертовщиной и чтобы уничтожить въ нихъ суевѣрный страхъ передъ силами
   природы, сказки изгоняютъ изъ употребленія безъ всякаго милосердія. Между
   тѣмъ многіе, весьма крупные наши писатели, придаютъ сказкамъ большое
   значеніе. ііушкинъ признавалъ сказки важнымъ элементбмъ своего развитія
   и самъ ихъ писалъ; Лермонтовъ сожалѣлъ, что былъ лишенъ ихъ вліяніа въ
   дѣтствѣ; Аксаковъ въ „Дѣтскихъ годахъ Багрова­внука" говоритъ о силь­
   номъ виечатлѣніи, которое производили на него народныя русскія сказки.
   Да возможно­ли отрицать ихъ значеніе, когда ребенку постоянно приходится
   встрѣчаться въ нихъ съ мьткими, образными народными оборотами, характер­
   ными, остроумными эпитетами, невольно запоминать сжатия и сильныя опре­
   дѣленія. Онѣ несомнѣнно развиваютъ даръ слова, находчивость, фантазію,
   воображеніе, знакомятъ съ жизнію людей и животныхъ въ самыхъ характер­
   ныхъ ихъ свойствахъ и положеніяхъ; не менѣе помогаютъ онѣ развитію
   гуманныхъ чувствъ, любви къ правдѣ, возбуждаютъ состраданіе къ несчаст­
   ному,  слабому,   обиженному, загнанному, доброму,      кроткому, вызываютъ
   отврашеніе къ лицемѣрію, насилію, коварству, лжи, обману, неправдѣ, чван­
   ству и злости. Но такіе благотворные результаты получаются отъ сказокъ
   только тогда, когда дѣти пользуются ими        при разумномъ выборѣ стар­
   шихъ и отчасти подъ ихъ непосредственнымъ руководствомъ. Несомнѣнно
   337   338   339   340   341   342   343   344   345   346   347