Page 338 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 338

— 322 —

   и вывѣсь: будетъ ли каждому аккуратно по полуфунту? Сколько же приш­
   лось тебѣ, сколько брату? А вотъ арбузъ: онъ такой большой, что на пашу
   семью можетъ хватить его на два дня. Какъ же ты его раздѣлишь, чтобы
   сегодня мы съѣли совершенно столько, сколько и завтра? И сколько мы
   съѣдимъ сегодня и сколько завтра? За одинъ фунтъ пшеничной муки я за­
   платила 6 коп. Сколько стоитъ полъ­фунта? За полъ­аршина тесемки я за­
   платила 4 коп., сколько же стоитъ цѣлый аршинъ? Пять копѣекъ назы­
   вается также пятакомъ. Двое рабочихъ, получивъ отъ хозяина заработанныя
   деньги, попросили еще на чаекъ; имъ дали пятакъ. Сколько же копѣекъ они
   получили? А не можешь­ли сказать, сколько досталось каждому? Ну этого
   не можешь, такъ неси пятокъ яблоковъ. Дѣлись со мной поровну. Я полу­
   чила цѣлыхъ два и ты столько же. А что же мы сдѣлаемъ съ этимъ яблокомъ,
   какъ его раздѣлимъ? Пополамъ раздѣдимъ. Сколько же каждый изъ насъ
   получилъ? По два и по одной половинѣ или, короче сказать, по два съ по­
   ловиною. Неси 5 листовъ бумаги, дѣлись опять со мной. Какъ же ты по­
   ступишь съ пятымъ листомъ? Его можно разорвать пополамъ. Сколько по­
   лучилъ каждый изъ насъ бумаги? Отвѣсь пять фунтовъ песку и раздѣли ихъ
   на двѣ равныя части. Сколько въ каждой части? Ну, а какъ ты раздѣлишь
   пополамъ между мною и тобою пять копѣекъ? Что ты сдѣлаешь съ пятой
   копѣйкой? Какъ ею намъ съ тобою подѣлиться? Если ее разрубить на двѣ
   части, то она будетъ испорчена, такъ что никакой купецъ не приметъ ее,
   слѣдовательно и ничего нельзя будетъ на нее купить. Вотъ поэтому деньги
   мѣняютъ. Вмѣсто одной коп. намъ дадутъ двѣ полукопѣйки и каждый изъ
   насъ получитъ тогда по двѣ съ половиною копѣйки. Такъ сколько же на
   чай получилъ каждый изъ рабочихъ? У насъ 6 комнатъ; сколько же комнатъ
   составляютъ половину нашей квартиры? Какъ намъ подѣлиться пополамъ,
   когда мнѣ дано 8, 6, 4, 2, 1 пряникъ. Мама купила себѣ на кофту 4 ар­
   шина матеріи, но оказалось, что нужно было прикупить еще половину уже
   купленнаго. Сколько же ей не хватало матеріи и сколько нужно было на
   кофту? А гдѣ будетъ половина или средина этой комнаты? Какъ это ты
   узналъ? На глазомѣръ ты опредѣлилъ довольно вѣрно, но что нужно сдѣ­
   лать, чтобы точно узнать? Вѣдь комнату не согнешь какъ листъ, не разрѣ­
   жешь какъ яблокъ. Комнату можно вымѣрить аршиномъ. Первые четыре дня
   въ недѣлѣ мать давала дочкѣ по два леденца, сколько дочка получила всѣхъ
   леденцовъ? Собака съѣдала въ день по 2 фунта хлѣба; сколько съѣстъ она
   въ 2, 3, 4 дня? Мать покупала каждую недѣлю своимъ дѣтямъ по полъ­
   фунта конфектъ; сколько фунтовъ конфектъ купитъ она имъ въ четыре не­
   дѣли? 4 половины сколько цѣлыхъ? Я купилъ 4 арш. ситцу на платье,
   сколько полу­аршинъ было у меня?
        10) Если одинъ человѣкъ помѣщается въ одной комнатѣ,         во сколько
   комнатъ нужно имѣть квартиру, чтобы помѣстить въ ней 7, 8, 6 человѣкъ?
   Во сколько дней сгорятъ 4, 6, 8 свѣчей, если въ день сгораетъ пара свѣ­
   чей? У меня было четыре игрушки, а у брата 8, сколькими игрушками у
   брата больше? Одинъ съ половиною называютъ также полтора. Сегодня я ку­
   пила полтора фунта ситнаго хлѣба, а вчера только полъ­фунта,          сколько
   фунтовъ хлѣба всего я купила и во сколько дней? Мальчикъ долженъ былъ
   ходить въ школу каждый день; но по воскресеньямъ школа закрыта, да
   кромѣ этого онъ самъ всегда прогуливалъ ужъ непремѣнно два дня. Сколько­
   же дней мальчику приходилось бывать въ школѣ? Сколько нужно паръ под­
   ковъ, чтобы подковать пару лошадей въ гололедицу, когда лошадей подко­
   вываютъ на всѣ ноги? Аршинъ тесемки стоитъ двѣ съ половиною коп.,
   333   334   335   336   337   338   339   340   341   342   343