Page 333 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 333

— 317 —

   съ нимъ дѣлать теперь, когда уже не слѣдуетъ слишко%ъ упражнять ни
   умственныхъ, ни физическихъ его силъ? А вотъ что: отъ времени до времени
   принимайте участіе въ его игрѣ; иногда придите къ нему на помощь; когда
   у него что нибудь неладится, покажите, какъ разнообразить имъ же затѣян­
   ную игру; но старайтесь, какъ можно менѣе подчинять его своей фантазіи.
   Для этого необходимо замѣчать направленіе игръ и характеръ, который въ
   нихъ обнаруживается. У большинства дѣтей .этого возраста, которыхъ не
   забивали приличіями и муштровкою, является стремленіе испытывать свои
   силы: переносить на плечахъ и на головѣ игрушки, закидывать за плечи
   корзинки; всѣмъ этимъ можно пользоваться, не утомляя ребенка. Вы въ сто­
   ронѣ наблюдаете, что онъ дѣлаетъ и приходите къ нему на помощь, когда
   онъ находится уже въ очень затруднительномъ положеніи. Вотъ, онъ связалъ
   охапку лучинокъ и палочекъ, которыя у него должны представлять дрова;
   все разлетается у него въ разныя стороны, онъ готовь плакать...
        — Ты хотѣла въ дворника играть, ну попробуемъ­ка вяѣстѣ, бери одну
   вязанку, а я   другую.—Вы развязываете, дрова посыпались. — Ухъ тяжело!...
   Вы съ точностно подражаете тѣмъ движеніямъ и тому положенію тѣла, ка­
   кія бываютъ у человѣка при большой тяжести на спинѣ; вы указываете ре­
   бенку, какъ съ этой тяжестью онъ можетъ идти по ровному мѣсту, какъ
   приходится ему подыматься на лѣстницу. Вы ставите самую легкую корзину
   себѣ и ему на голову, продаете апельсины, ягоды, разные фрукты.
        Такъ какъ въ одинъ день нельзя занять ребенка многими работами и
   бесѣдами, которыя ему доступны въ этомъ возрастѣ, мы дадимъ обращикъ
   занятій и на другой день. — „Мы будемъ строить, да?" спрашиваетъ у васъ
   ребенокъ, когда увидалъ, что вы вынимаете знакомый ему ящикъ съ куби­
   ками. „Посчитаемъ преягде, а потомъ ты будешь дѣлать, что хочешь". Ре­
   бенокъ считаетъ сряду и назадъ, то отнимая по одному, но два, по три ку­
   бика, то столько же прибавляя, однимъ словомъ повторяетъ уже прежде
   пройденное. Ариометическія упражнепія по системѣ Фребеля, которыя мы
   находимъ въ учебникахъ и которыя производятъ только надъ кубиками,. какъ
   мы уже замѣтшш, черезчуръ однообразны и совсѣмъ не приноровлены къ
   маленькимъ дѣтямъ. Между четырьмя и пятью годами обыкновенно даютъ
   четвертый дарг. Дѣлая математическія формы съ помощью куба, раздѣлен­
   наго въ длину на 8 кирпичиковъ, ребенка уже знакомятъ съ геометриче­
   скими терминами и сложными задачами надъ дробями. Безъ всякаго пред­
   варительнаго объясненія заставляютъ его раздѣлить кубъ „горизонтальнымъ
   и вертикальнымъ разрѣзомъ на двѣ равныя части, дать прямоугольникамъ
   различныя положенія" и т. под.
        Въ предыдущей главѣ мы высказали, какихъ правилъ вообще слѣдуетъ
   держаться при первыхъ ариѳметическихъ упражненіяхъ; теперь дадимъ при­
   мѣръ, какъ заниматься этимъ съ пятилѣтними дѣтьми. Тамъ мы представ­
   ляли только задачи надъ осязательными предметами.         Ребенокъ вычиталъ
   только тогда, когда отъ видимыхъ имъ предметовь могъ взять вещь и выне­
   сти ее вонъ; такимъ же образомъ опъ дѣлилъ и слагалъ. Мы не спраши­
   вали его: тутъ два стула; сколько будетъ если одинъ изъ нихъ вынести? но
   просили его сначала, сосчитать, сколько стояло стульевъ, потомъ вынести
   одинъ въ другую комнату, послѣ этого онъ опять считалъ, сколько было
   предъ нимъ стульевъ, и тогда уже отвѣчалъ намъ:       „тутъ стояло 2 стула;
   одинъ я вынесъ въ другую комнату, и потому тутъ теперь стоить одинъ стулъ".
   Послѣ 4 лѣтъ ребенокъ по прежнему упражняется въ тѣхъ же восьми чи­
   слахъ, и ему не слѣдуетъ еще давать ничего отвлеченнаго, но теперь онъ
   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337   338