Page 328 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 328

— 312 —

   обѣихъ сторонъ перегородки, иначе ты, пожалуй, выпадешь и больно расши­
   бешься.
        — Такъ зачѣмъ же это такъ? Я хочу сдѣлать для себя настоящую
   кроватку. —Какъ же быть? Кубиковъ больше не хватаетъ. Да и что изъ того,
   что у тебя было бы еще нѣсколько кубиковъ, и ты бы даже сдѣлала сюда
   сторонки, вѣдь и тогда кроватка была бы не совсѣмъ такая, какъ у тебя.—
   Что­же? только меньше, это еще лучше для меня.—Нѣтъ, все не совсѣмъ была
   бы похожа.—Ахъ, да,—вспоминаетъ ребенокъ: не было бы ножекъ, какъ у
   кроватки, не могло бы быть вотъ туть переплета, на который, кладутъ мой
   тюфячекъ; да и стѣнки тутъ гораздо толще, чѣмъ въ моей кроваткѣ... такъ
   пусть это будетъ кроватка для деревни, и я, когда выросту буду въ ней спать.
         Въ другой разъ вы наводите его на мысль, что человѣкъ, который по­
   стоянно живетъ въ одной и той­же комнатѣ, имѣетъ для жизни и разныя вещи,
   и что эти вещи нужно же куда­нибудь убирать. Слѣдовательно, нужна раз­
   личная мебель. Вотъ ребенокъ мало­по­малу и строитъ всѣ предметы, кото­
   рые находятся въ комнатѣ. Гутъ же онъ скоро начинаетъ понимать, какъ
   отличать предметы, необходимые въ жизни, отъ тѣхъ, которые служатъ чело­
   вѣку украшеніемъ или прихотью. Такимъ образомъ онъ строитъ изъ куби­
   ковъ: шкафъ, коммоды различной величины, сундуки, этажерки, диванъ, кресла,
   софу, плиту, стѣны комнаты и т. д.
        Необходимымъ условіемъ этихъ работъ должна быть аккуратность въ по­
   стройкахъ.   Если вы дозволите ребенку вначалѣ мало­мальски небрежно
   исполнить работу, и онъ все привыкнетъ дѣлать кое­какъ, а о постройкахъ,
   слѣдовательно и о формахъ, получитъ неправильное понятіе. Ребенокъ неак­
   куратно начинаетъ строить, и вы, безъ всякихъ выговоровъ, просто замѣчаете
   ему: погоди, поправь этотъ кубикъ, онъ долженъ прямо стоять сверху этого,
   а то криво выйдетъ и ужъ совсѣмъ тогда не будетъ похоже на стулъ, и т. д.
   Если вы, такимъ образомъ, съ самаго начала будете требовать аккуратности
   при исполненіи работъ, ребенокъ скоро привыкнетъ имѣть въ виду это тре­
   бованіе и выполнять его.
        При­ постройкахъ изъ кубиковъ, Фребель ставитъ непремѣннымъ усло­
   віемъ, чтобы одна вещь непосредственно вытекала изъ другой. Это правило,
   дѣйствительно, не безполезно для дѣтей особенно разсѣянныхъ и не терпѣли­
   выхъ и воспитаніе которыхъ вы ведете только съ извѣстнаго возраста. Съ
   этою цѣлыо мы и даемъ нѣсколько рисунковъ, которые отчасти составили
   сами, отчасти заимствовали у Лины Моргенштернъ изъ ея книги „Paradis der
   Kindheif. Но если вы ведете воспитаніе ребенка съ его первыхъ лѣтъ, лучше
   привести прежде въ сознаніе всѣ близкіе ему предметы, только отъ времени
   до времени указывая ему фигурки, который могутъ непосредственно вытекать
   одна изъ другой.
        Прежними бесѣдами и наблюденіями мы заставляли ребенка вникать во
   все живое, во все, что передъ нимъ двигалось. Мы продолжаемъ эти наблю­
   денія и бесѣды и кромѣ того знакомимъ его и съ другими близкими ему
   предметами; но теперь онъ наблюдаетъ уже въ нихъ то, что прежде менѣе
   бросалось ему въ глаза съ перваго раза, —форму предметовъ. отношеніе въ
   нихъ частей между собой. Такимъ образомъ, мы мало­по­малу разовьемъ
   всесторонне его наблюдательность, дадимъ ему полное понятіе о томъ малень­
   комъ мірѣ, въ которомъ онъ ежедневно вращается. Но и при постройкахъ,
   помимо сравненій съ дѣйствительными формами, необходимы также живыя
   бесѣды. Впрочемъ ребенокъ, хорошо веденный, всегда самъ наведетъ васъ
   на бесѣду съ нимъ.
   323   324   325   326   327   328   329   330   331   332   333