Page 330 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 330

— 314 —

   жать колечко, да еще стукнуть имъ о столъ. А стала ходить, твердо дер­
   жаться на ногахъ, руки­то у тебя и свободны; ими тебѣ ужъ не нужно
   опираться объ полъ, какъ собачкѣ, когда она бѣгаетъ на четырехъ лапахъ.
   Ты можешь многое руками дѣлать,—брать что хочешь. Еще поживешь, больше
   будетъ силы въ рукахъ.
         Такихъ загадокъ можно прибрать множество... Выбирать слѣдуетъ такія,
   въ которыхъ говорится о совершенно знакомыхъ для ребенка предметахъ, въ
   которыхъ заключаются сравненія характерныя и доступныя дѣтскому уму.
   Въ концѣ главы мы даемъ еще нѣсколько примѣровъ загадокъ съ объясне­
   ніями. Когда и это окажется недостаточнымъ, то по даннымъ образцамъ
   искусная воспитательница сама съумѣетъ воспользоваться сборникомъ посло­
   вицъ Даля, гдѣ есть много загадокъ.
         Постройка изъ кубиковъ, бесѣды, ее сопровождающая, загадки должны
   были у васъ занять не больше часу.—Ну, теперь бѣгай кругомъ комнаты;
   смотри только, чтобы головка не закружилась: бѣгай то въ одну, то въ дру­
   гую сторону. — Попробуй­ка скакать на правой ножкѣ... Зачѣмъ обѣими?
   Нѣтъ, только на одной... Ну, теперь на лѣвой.—Теперь поди тихо, шагомъ,
   только ровно, а правой ручкой показывай, какъ кофе мелютъ. (Наблюдайте,
   при этомъ, чтобъ ребенокъ не просто болталъ руками, а дѣлалъ полные круги,
   которые помогаютъ развитію плечевыхъ мышцъ). Теперь дѣлай тоже самое
   лѣвой.—Теперь ручки въ боки, вотъ такъ хорошенько округли локоть, при­
   сядь на корточки и представь, какъ лягушка прыгаетъ въ подѣ. Ну еще
   кругомъ комнаты разочекъ. Теперь встань, а руки­то зачѣмъ опустила? Нѣтъ,
   руки держи по прежнему и стоймя скачи, — это такъ воробушекъ съ вѣтки
   на вѣтку прыгаетъ; а теперь дѣлай побольше прыжки, — вотъ и настоящая
   сорока. Опусти руки и тихонько пройдись по комнатѣ. Ну теперь побѣгай
   на цыпочкахъ, на самыхъ кончикахъ пальцевъ, на самыхъ носочкахъ... Ну,
   опять на всей стулнѣ. (Дѣвочка старается пройтись на пяткѣ). Ты на пяткѣ
   ходишь, а ты ходи, какъ обыкновенно, всей ступнею (вы ей показываете).
   Теперь летай, какъ птичка.—Пусть ребенокъ вытянетъ руки впередъ и не
   много ими помахиваетъ, какъ крыльями.—А поднимешь руки вверхъ, будешь
   коршуномъ, когда онъ хочетъ налетѣть на птицу и схватить ее. Тихо ходи,
   какъ лошадка, потомъ рысью, галопомъ, опять совсѣмъ тихо и показывай,
   какъ шьютъ. Развѣ лѣвой шьютъ? Какъ чулки вяжутъ? Какъ пишутъ? Какъ
   книгу въ рукахъ держатъ и про себя въ ней читаютъ? Какъ нитки мотаютъ?
   Какъ мотки держатъ?—Э! да руки въ это время не могутъ оставаться совсѣмъ
   спокойно, онѣ немного опускаются и поднимаются потому, что нитку къ
   себѣ притягиваютъ. Вотъ такъ. Поживѣй ходи и обѣими ручками показывай,
   какъ у мельницы колесо вертится. Опять обѣими ручками: какъ ножницами
   полотно рѣжутъ? Да что же ты стала? нужно ходить и показывать.—Да
   я устала.—Ну, это другое дѣло: тогда отдыхай, и играй теперь, какъ хочешь.
        Не смотря на то, что такія упражненія (каждый можетъ подобрать ихъ
   сообразно своему образу жизни) въ высшей степени полезны во всѣхъ отно­
   шеніяхъ, воспитатель не долженъ забывать, что это все­таки не настоящая
   игра,—что при этихъ упражненіяхъ у ребенка въ 15 минутъ болѣе напря­
   гаются и мускулы и умъ, чѣмъ при совершенно свободной игрѣ въ продол­
   женіе 2—3 часовъ. Итакъ, для подобныхъ занятій совершенно достаточно
   удѣлять Ѵг4 часа, а если ребенокъ устаетъ, такъ и раньше отпустите его. Онъ
   началъ занятія въ 10 часовъ, вмѣстѣ съ физическими упражненіями или по­
   движною игрою (о подвижныхъ играхъ, которыя можно устраивать въ дѣт­
   скихъ садахъ или дома при болыпомъ числѣ дѣтей, рѣчь будетъ послѣ)—
   325   326   327   328   329   330   331   332   333   334   335