Page 331 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 331

— 315 —

  все должно кончиться непремѣнно раньше 12 часовъ и при этомъ всѣ ука­
   занный выше занятія отъ 2­хъ до 15 м. всегда должны чередоваться съ от­
  дыхомъ. Не смотря на это, послѣ завтрака онъ должетъ оставаться на сво­
  бодѣ, т. е. безъ вашего вмешательства въ его игру, по крайней мѣрѣ до 2
  часовъ пополудни. Если день ясный, пусть онъ отправляется гулять: въ это
  время такъ свѣтло и холодъ менѣе чувствителенъ. Это случается или послѣ.
  ѣды, или предъ нею,—время требующее моціона для равномѣрнаго обращенія
  крови.   „Посмотри­ка, Машутка", поете или говорите вы между прочимъ,—
   „какъ снѣгомъ занесло окошки!.."
                            Въ ночку воетъ и гудитъ
                            На дворѣ мятелица,
                            Утромъ солнышко блеетвлъ,
                            Снѣгъ подъ ножками хруетптъ,
                            Бѣлымъ ііухомъ стелется.
        Какъ солнышко въ окнѣ играетъ!—Значитъ, намъ съ тобой, сегодня и
  погулять на улицѣ можно. Хорошо, пойдемъ. Помнишь лѣтомъ,—говорите вы
  уже на улицѣ: солнышко ярко, ярко свѣтило; тогда было такъ тепло, иногда
  даже жарко, и мы гуляли въ одпихъ платьяхъ...—И въ шляпахъ, перебиваетъ
  ребенокъ,—знаю, знаю, это было на дачѣ. Помню также, болтаетъ ребенокъ,
  какъ тогда птички сндѣли въ гнѣздышкахъ на яичкахъ. Тогда въ кустахъ я
  нашла одно гнѣздышко, и мы съ Колею часто ходили туда, никогда не до­
  трогивались до него, чтобы птичка не бросила своихъ дѣтокъ.
        — Такъ­ли было тогда, какъ теперь, или нѣтъ?—Тогда тепло было, а
   теперь холодно, иовторяетъ дѣвочка.—Припомни, что еще было тогда? Что
   ты видѣла на землѣ?—Зеленую травку, между травкой, кой­гдѣ цвѣточки,
   помогаете вы ей. Ну, а на деревьяхъ листики и цвѣточки... птички прыгали
   и пѣли. А помнишь какъ мы часто каталясь на лодкѣ, удили рыбу, а теперь
   нельзя этого дѣлать; теперь ледъ и снѣгъ на рѣкахъ и мальчики катаются
   на конькахъ. Куда­же все дѣвалось?—Птички улетѣли въ тѣ страны, гдѣ и
   теперь тепло; рыба вся въ глубь ушла, ей и въ водѣ тепло подъ этой ледя­
   ной корой, что ты сверху видишь. А какой крѣпкій, толстый и твердый
   долженъ быть этотъ ледъ, когда по немъ можно тройками въ саняхъ кататься.
   А гдѣ теперь коровы, овцы? Они, бывало, похаживаютъ, да травку рвутъ.
   Гдѣ они теперь, что ѣдятъ? Что пьютъ?—Въ теплыхъ стойлахъ, въ хлѣвахъ
   ѣдятъ сѣно. —Посмотри вонъ санки покатили... Ухъ, какъ скоро летятъ!
   Только снѣгъ подъ ногами хруститъ! А видишь, паръ отъ лошади какой
   валитъ? Вонъ и у тебя ибо рта паръ! Отчего это? Замѣчала ты когда нибудь
   это лѣтомъ? Бываетъ­ли это въ комнатѣ? И когда бываетъ?—Обратите внима­
   ніе ребенка на трескъ въ деревьяхъ. Наведите его и на другіе типическіе
   признаки зимы, но бесѣдуйте только о томъ, что онъ тутъ же можетъ самъ
   наблюдать.—Такъ вотъ что надѣлала зима!.. А вѣдь, знаешь, не все ей
   удалось заморозить. Посмотри на эти деревья. Съ перваго разу кажется, что
   и съ ними тоже, что съ другими. Вѣтви ихъ тоже завалены снѣгомъ и по­
   крыты ледяными сосульками, такъ что они отъ этой тяжести совсѣмъ на­
   клонились кг землѣ. Чтожъ? И съ нихъ, какъ съ другихъ деревьевъ, вѣтеръ
   посорвалъ листья, разметалъ по полямъ, а снѣгъ занесъ ихъ своимъ пуши­
   стымъ, бѣлымъ одѣяльцемъ... Оторвемъ­ка вѣтку, ну отряхни... Э! да это ель!
   Посмотри, какая чудесная на ней зелень, даже и въ такой холодъ иголочки
   совсѣмъ свѣжія! Вотъ, значитъ, съ этимъ деревцомъ ничего не могла подѣлать
   зима! Снесемъ эту вѣточку домой. Понюхай ее: она, какъ полежала у насъ
   въ комнатѣ, и стала такъ пахнуть. Оттого­то торговки, когда продаютъ на
   дачахъ дичь, всегда втыкаютъ зеленыя иголочки ели въ клювъ тетерькамъ и
   326   327   328   329   330   331   332   333   334   335   336