Page 327 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 327
— 311 —
Маша открываешь и закрываешь ящикъ.—Вотъ этотъ ящикъ такъ на
стоящей кубъ: и въ длинну, и въ ширину, и въ высоту—ровенъ, и ребра, и
углы есть... и всѣ одной величины. Да, только тотъкубъ, который въ ящикѣ,
уже совсѣмъ ропный, а здѣсь вонъ" какая впадина. Вѣдь это для того, чтобы
крышкой его закрывать? Если вынуть всѣ кубики изъ ящика, въ него можно
спрятать и наперстокъ, и леденецъ, и маленькую куколку, —а въ кубикъ ничего
не положишь... Выходитъ, ящикъ гораздо занимательнѣе. Кубикъ что? Поста
вилъ одинъ на одинъ и все тутъ! — Тебѣ такъ кажется, потому что ты не
умѣешь еще съ яимъ играть, а вотъ я тебѣ покажу, какъ изъ кубиковъ
строютъ все, что есть въ комнатѣ, на дворѣ, на улицѣ,—тогда ты скажешь,
что нѣтъ лучше игрушки.
— Я тоже знаю такую игрушку, съ которой можно придумать много,
много игръ!.. перемѣняй игру сколько хочешь, а игрушка одна. Угадай, что
это? спрашиваетъ ребенокъ... Мячикъ!—Отгадала; видишь—мячикъ, значитъ,
лучше.—Да, славная игрушка, только съ мячикомъ не всегда можно играть.
Когда устанешь сидѣть и тебѣ захочется попрыгать, побѣгать—тогда играй
въ мячикъ,—бываетъ же, что напрыгаешься, устанешь и сама просишь ра
боты. А въ теперешнее зимнее время, — вечеръ начнется рано, ты ставишь
свѣчку на столъ, начнешь играть въ мячикъ, —закатился, а поднять его и не
видно, нужно нести свѣчку, всѣмъ вставать съ мѣстъ. Толи дѣло кубики,
преспокойно раскладывай ихъ себѣ въ это время на столѣ.
— Ну, хорошо, покажи, какъ сдѣлать стулъ. —Посмотри саманастулъ
и строй, какъ знаешь. Зачѣмъ стулъ? Чтобы сидѣть.—Вотъ, значитъ, нужно
мѣсто для сидѣнья, а спина устанетъ, захочешь прислониться, —нужна спинка.
Ребенокъ долго смотритъ на стоящій стулъ и наконецъ начинаетъ ста
вить кубикъ на кубикъ, конечно, сначала очень неловко, но вы помогаете, и
онъ оканчиваетъ начатую работу.
— Ахъ, мама! какой хорошій стулъ! какъ похожъ на нашъ.
— Будто ужъ и точно такой? Ну посмотри — какая между ними раз
ница? Малопомалу ребенокъ находитъ, что въ немъ нѣтъ ни переплета,
ни ножекъ;. скоро онъ пойметъ и то, что вы заимствуете изъ дѣйствитель
наго предмета лишь самое главное, въ стулѣ напримѣръ только сидѣнье и
спинку. Сначала ребенокъ удивленъ, какъ онъ самъ этого не замѣтилъ; но
потомъ успокоивается, особенно если вы разскажете, что въ деревняхъ, гдѣ
нѣтъ хорошихъ столяровъ. приходится довольствоваться и такою работой.
Ребенокъ скоро начинаетъ понимать, что воспроизводить на кубикахъ
жизненный формы онъ можетъ не иначе, какъ заимствуя изъ нихъ самое
главное. Такимъ образомъ вы даете упражненія двоякаго рода: во 1хъ, прежде,'
чѣмъ сдѣлать вещь, которая передъ глазами, ребенокъ долженъ подумать о
ея назначеніи, во 2хъ, уже построивъ какой нибудь предметъ, онъ сравни
ваетъ его съ дѣйствительнымъ, находитъ сходство и разницу.
— Чтоже мы теперь сдѣлаемъ изъ кубиковъ? ■— спрашиваетъ у васъ
дѣвочка.—Сначала все необходимое въ комнатѣ. Подумай, что мы дѣлаемъ
съ утра до вечера и потомъ ночью? Прежде всего нужно поработать, потомъ
поѣсть, — для этого служитъ столъ. Стоя нельзя ни работать, ни ѣсть: ну
женъ, значитъ, и стулъ, а. когда поѣдимъ, поработаемъ, поиграемъ, и такъ
пройдетъ день, что мы дѣлаемъ? Ложимся спать. Безъ сна человѣкъ жить не
можетъ: ему нужно отдохнуть послѣ цѣлаго дня хлопотъ и трудовъ. Спать
ложатся въ постель. Значитъ, намъ стула и стола еще недовольно,—нужна
постелька.—Ребенокъ дѣлаетъ столъ, потомъ постель.—Да можешь ли ты, Маша,
лечь въ такую постель? Подумай, какая у тебя? Въ твоей кроваткѣ есть съ