Page 327 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 327

— 311 —

        Маша открываешь и закрываешь ящикъ.—Вотъ этотъ ящикъ такъ на­
   стоящей кубъ: и въ длинну, и въ ширину, и въ высоту—ровенъ, и ребра, и
   углы есть... и всѣ одной величины. Да, только тотъкубъ, который въ ящикѣ,
   уже совсѣмъ ропный, а здѣсь вонъ" какая впадина. Вѣдь это для того, чтобы
   крышкой его закрывать? Если вынуть всѣ кубики изъ ящика, въ него можно
   спрятать и наперстокъ, и леденецъ, и маленькую куколку, —а въ кубикъ ничего
   не положишь... Выходитъ, ящикъ гораздо занимательнѣе. Кубикъ что? Поста­
   вилъ одинъ на одинъ и все тутъ! — Тебѣ такъ кажется, потому что ты не
   умѣешь еще съ яимъ играть, а вотъ я тебѣ покажу, какъ изъ кубиковъ
   строютъ все, что есть въ комнатѣ, на дворѣ, на улицѣ,—тогда ты скажешь,
   что нѣтъ лучше игрушки.
        — Я тоже знаю такую игрушку, съ которой можно придумать много,
   много игръ!.. перемѣняй игру сколько хочешь, а игрушка одна. Угадай, что
   это? спрашиваетъ ребенокъ... Мячикъ!—Отгадала; видишь—мячикъ, значитъ,
   лучше.—Да, славная игрушка, только съ мячикомъ не всегда можно играть.
   Когда устанешь сидѣть и тебѣ захочется попрыгать, побѣгать—тогда играй
   въ мячикъ,—бываетъ же, что напрыгаешься, устанешь и сама просишь ра­
   боты. А въ теперешнее зимнее время, — вечеръ начнется рано, ты ставишь
   свѣчку на столъ, начнешь играть въ мячикъ, —закатился, а поднять его и не
   видно, нужно нести свѣчку, всѣмъ вставать съ мѣстъ. То­ли дѣло кубики,
   преспокойно раскладывай ихъ себѣ въ это время на столѣ.
        — Ну, хорошо, покажи, какъ сдѣлать стулъ. —Посмотри саманастулъ
   и строй, какъ знаешь. Зачѣмъ стулъ? Чтобы сидѣть.—Вотъ, значитъ, нужно
   мѣсто для сидѣнья, а спина устанетъ, захочешь прислониться, —нужна спинка.
        Ребенокъ долго смотритъ на стоящій стулъ и наконецъ начинаетъ ста­
   вить кубикъ на кубикъ, конечно, сначала очень неловко, но вы помогаете, и
   онъ оканчиваетъ начатую работу.
        — Ахъ, мама! какой хорошій стулъ! какъ похожъ на нашъ.
        — Будто ужъ и точно такой? Ну посмотри — какая между ними раз­
   ница? Мало­по­малу ребенокъ находитъ, что въ немъ нѣтъ ни переплета,
   ни ножекъ;. скоро онъ пойметъ и то, что вы заимствуете изъ дѣйствитель­
   наго предмета лишь самое главное, въ стулѣ напримѣръ только сидѣнье и
   спинку. Сначала ребенокъ удивленъ, какъ онъ самъ этого не замѣтилъ; но
   потомъ успокоивается, особенно если вы разскажете, что въ деревняхъ, гдѣ
   нѣтъ хорошихъ столяровъ. приходится довольствоваться и такою работой.
        Ребенокъ скоро начинаетъ понимать, что воспроизводить на кубикахъ
   жизненный формы онъ можетъ не иначе, какъ заимствуя изъ нихъ самое
   главное. Такимъ образомъ вы даете упражненія двоякаго рода: во 1­хъ, прежде,'
   чѣмъ сдѣлать вещь, которая передъ глазами, ребенокъ долженъ подумать о
   ея назначеніи, во 2­хъ, уже построивъ какой нибудь предметъ, онъ сравни­
   ваетъ его съ дѣйствительнымъ, находитъ сходство и разницу.
        — Что­же мы теперь сдѣлаемъ изъ кубиковъ? ■— спрашиваетъ у васъ
   дѣвочка.—Сначала все необходимое въ комнатѣ. Подумай, что мы дѣлаемъ
   съ утра до вечера и потомъ ночью? Прежде всего нужно поработать, потомъ
   поѣсть, — для этого служитъ столъ. Стоя нельзя ни работать, ни ѣсть: ну­
   женъ, значитъ, и стулъ, а. когда поѣдимъ, поработаемъ, поиграемъ, и такъ
   пройдетъ день, что мы дѣлаемъ? Ложимся спать. Безъ сна человѣкъ жить не
   можетъ: ему нужно отдохнуть послѣ цѣлаго дня хлопотъ и трудовъ. Спать
   ложатся въ постель. Значитъ, намъ стула и стола еще недовольно,—нужна
   постелька.—Ребенокъ дѣлаетъ столъ, потомъ постель.—Да можешь ли ты, Маша,
   лечь въ такую постель? Подумай, какая у тебя? Въ твоей кроваткѣ есть съ
   322   323   324   325   326   327   328   329   330   331   332