Page 322 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 322

— 306 —

   ливъ относительно ихъ. Постарайся заслужить ихъ уваженіе, и они переста­
   нутъ надъ тобой издѣваться". —Боже мой, какъ же я могу это сдѣлать...
   Никого они не уважаютъ! Они умѣютъ только откалывать злыя, глупыя
   шутки!— „Значить никто не умѣетъ заслужить ихъ уваженія".—Да это легко
   говорить, а какъ это сдѣлать? говоритъ недовѣрчиво сынъ. „Кто твои сосѣди
   по скамейкѣ? Веселые, грустные, читающіе или только зубрящіе?" —Почемъ
   я знаю... Они откалываютъ злыя шутки,—вотъ все, что они дѣлаютъ. — „О,
   да это съ твоей стороны совсѣмъ гадко такъ думать... Ты даже не побез­
   покоилъ себя узнать, съ кѣмъ имѣешь дѣло. Они смѣются надъ твоею мѣшко­
   ватою внѣшностью потому, что ты имъ ничего другаго не выказалъ: ни со­
   чувствія, ни участія... Они ничего другаго и не видятъ въ тебѣ, какъ
   только обидчиваго и надутаго мальчика и смѣются надъ внѣшностью тѣмъ
   болѣе, что примѣтили въ тебѣ чувствительность къ насмѣшкамъ. Какъ по
   крайней мѣрѣ учатся твои сосѣди? "— Тотъ, что справа,. никогда не знаетъ у
   француза, а товарищъ слѣва не умѣетъ рѣшить ни одной математической
   задачи.— „Вотъ ты и помогай тому и другому... Для перваго раза постарайся
   уловить удобную минуту, а затѣмъ постепенно все больше и больше... Сна­
   чала объясни что нибудь кстати, а затѣмъ предложи для объясненій приходить
   раньше урока въ классъ, или пригласи къ себѣ на домъ... Поступай такъ и
   относительно всѣхъ остальныхъ... Думай по крайней мѣрѣ больше надъ тѣмъ,
   чѣмъ и какъ ты можешь помочь каждому изъ своихъ товарищей".
        Мальчикъ воспользовался совѣтомъ, и издѣвательства скоро прекратились.
        — Правда, они теперь не смѣются надо мной, сказалъ онъ отцу, какъ
   то конфузясь, но вѣдь я это купилъ своею услужливостью... Большинство
   товарищей очень плохо подготовлены, они понимаютъ теперь, что я всегда
   могу быть полезенъ, и считаютъ невыгоднымъ...
        — Чтоже ты стѣсняешься? Хочешь сказать, что боятся тебя обозлить,
   заискиваютъ... Если ты такъ страдаешь за ихъ корысть,—помогай и тѣмъ,
   кто будетъ дурно къ тебѣ относиться. А если ты хочешь болыпаго,—и самъ
   давай имъ больше: защищай того, на кого невинно нападутъ, разсказывай
   имъ, что ты читаешь, что видѣлъ во время своихъ путешествій, съумѣй
   заинтересовать тѣмъ, что тебя самого интересуетъ, постарайся заставить про­
   честь то, что ты прочелъ и высказать свое мнѣніе... Поставивъ себя въ такія
   отношенія къ товарищамъ, ты и самъ многое что отъ нихъ позаимствуешь.
        Благодаря руководству отца и развитію сына, у него быстро развива­
   лись общественные инстинкты: онъ впослѣдствіи пріобрѣлъ не только уваже­
   ніе своихъ товарищей, но пользовался ихъ страстною привязанностію. Но
   его пришлось руководить въ такія лѣта, когда уже болѣе или менѣе склады­
   ваются общественные инстинкты; это произошло потому, что онъ долго былъ
   лишенъ общества товарищей, а еслибы онъ еще долѣе былъ лишенъ ихъ
   общества, въ немъ бы совсѣмъ могли заглохнуть общественные инстинкты.
        Изъ сказаннаго ясно, что будить общественные инстинкты нужно еще
   въ раннемъ дѣтствѣ, въ періодъ дошкольнаго воспитанія, что лишать ребенка
   общества товарищей, соотвѣтственныхъ его лѣтамъ, такое зло, которое болѣе
   или менѣе дурно отразится въ будущемъ въ нравственномъ отношеніи. Но,
   къ сожалѣнію, до сихъ поръ у насъ чрезвычайно мало „дѣтскихъ садовъ",
   да и въ нихъ далеко не всегда игра и занятія организованы съ пониманіемъ
   дѣла, а потому волею­неволею дѣтямъ дошкольнаго возраста приходится
   давать исключительно изолированное воспитаніе.
        Что касается системы Фребеля, то, не смотря на ея здоровую, въ высшей
   степени полезную основу, какъ мы это видѣли выше, воспитателямъ, при
   317   318   319   320   321   322   323   324   325   326   327