Page 319 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 319
— 303 —
какъ его дѣлаютъГ въ средину набиваютъ тряпки, обматываютъ шерстью,—
вотъ онъ и мягкій, легкій, а шарикъ изъ дерева. — А у него въ срединѣ
что?—перебиваетъ вдругъ ребенокъ. — То же самое дерево; я вѣдь сказала
тебѣ, онъ весь изъ дерева сдѣланъ. Вотъ взяли этакойже кусокъ и стали
его кругомъ обстругивать и обтачивать. — А кубикъ изъ чего?—Сколько лѣ
томъ показывала я тебѣ деревьевъ, вспомни?—показывала березу и еще такое
дерево, что вмѣсто листиковъ колючки, зеленыя иголочки... Ахъ... да, ель.—
Ну, а чѣмъ дерево покрыто сверху?— Корою.—Вотъ срубять хоть ель, сосну,
орѣшникъ, обдерутъ кору, а тамъ и будетъ дерево бѣлое или желтоватое.
Вдоль ты его разрубишь, или поперегъ, все одно и тоже. Такъ и въ шарикѣ
въ срединѣ тоже, что и снаружи, да это и видно, посмотри.
То, что я здѣсь сказала о различіи и сходствѣ шара съ мячикомъ,
можно передать ребенку не въ одинъ, а лишь въ нѣсколько бесѣдъ. Теперь
припрячемъ мячики и займемся вотъ этими вещами. Что въ этой комнатѣ
напоминаетъ шаръ? Ребенокъ обводитъ глазами кругомъ и безпрестанно ози
рается на шаръ. Сначала по вопросамъ, а потомъ и безъ вопросовъ, онъ
начинаетъ дѣлать сравненія. — Шаръ вотъ на ламповое стекло похожъ: оно
тоже круглое, только стеклянное и совсѣмъ бѣлаго пвѣта, а нашъ шарикъ
деревянный и желтоватый. Шаръ похожъ на самоваръ, если только обло
мать его сверху и снизу; но опять самоваръ, красный въ немъ горячіе
угли, да онъ не загорается, а шарикъ изъ дерева, дерево горитъ.—А вотъ
еще нашъ шарикъ. похожъ на котелъ, въ которомъ Варя грѣетъ воду, на
чайникъ, даже на графинъ, если отбить въ немъ горлышко. Яблоки, карто
фель, орѣхи тоже шарики. А еще на что?—На голову, только у людей на
головѣ волоса... Ты двигаешь головой; у тебя спереди лобъ, глаза, ротъ,
носъ, по бокамъ уши. Да много, много чего нѣтъ у шарика. А вотъ осталь
ным вещи. Сколько ихъ будетъ безъ шарика? — Вы не должны сначала да
вать ни геометрическихъ названій, ни слишкомъ хлопотать, чтобы отвѣты
ребенка были совершенно точными. Тутъ главная цѣль должна состоять въ
томъ, чтобы его самого заставить найти всѣ особенности и характерные
признаки тѣлъ и чтобы онъ съумѣлъ понять различіе ихъ между собою.
— Изъ этихъ двухъ вещей, которая больше похожа на шаръ? Дитя
затрудняется. Брось всѣ три вещи на полъ и будь внимательна. А, вотъ
эта!—она указываетъ на цилиндръ. Онъ покатился и шаръ катится.—Теперь
которая менѣе похожа на шаръ? Указываетъ на кубъ. Чѣмъ?—Онъ стоитъ.—
Да вѣдь вотъ и эта стоитъ (цилиндръ). Но та за то стоитъ и катится, а та
только стоитъ. Такъ вотъ эти двѣ вещицы (шаръ и цилиндръ) похожи между
собой. Осмотриже хорошенько, чѣмъ онѣ еще сходны и различны. По. не
многу ребенокъ отвѣчаетъ: обѣ деревянныя; обѣ стучатъ, когда уронишь,
обѣ гладкія. А чѣмъ различны? Ощупайка.—Вотъ у этой (у цилиндра) есть
острый край. — Сколько ихъ? — Два: одинъ сверху, другой снизу. — Этотъ
край называютъ ребромъ; обведи его кругомъ пальчикомъ! какое оно?— Оно
круглое. — Значитъ, два круглыхъ ребра; а попробуй рукой, сколько сто
ронъ? — Двѣ плоскихъ и между ними одна круглая. Ребенка наводятъ на
этотъ отвѣтъ, заставляя прикладывать руки къ цилиндру.—А въ шарѣ реберъ
нѣтъ, и одна лишь круглая поверхность. И, такъ вотъ эту вещь называютъ
цилиндромъ. Нутка, что похоже на цилиндръ? смотри, все въ комнатѣ
огляди... Спичечная коробка, шляпа, свѣчка, стаканъ, баночка... — А на
улицѣ? — Тумба... и т. д. Подобно этому объясняютъ сходство и разницу
между цилиндромъ и кубомъ. — У куба нѣтъ круглыхъ сторонъ, а всѣ пло
скія, одна противъ другой, все одинакія стороны; у цилиндра ихъ только двѣ