Page 319 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 319

— 303 —

   какъ его дѣлаютъГ въ средину набиваютъ тряпки, обматываютъ шерстью,—
   вотъ онъ и мягкій, легкій, а шарикъ изъ дерева. — А у него въ срединѣ
   что?—перебиваетъ вдругъ ребенокъ. — То же самое дерево; я вѣдь сказала
   тебѣ, онъ весь изъ дерева сдѣланъ. Вотъ взяли этакой­же кусокъ и стали
   его кругомъ обстругивать и обтачивать. — А кубикъ изъ чего?—Сколько лѣ­
   томъ показывала я тебѣ деревьевъ, вспомни?—показывала березу и еще такое
   дерево, что вмѣсто листиковъ колючки, зеленыя иголочки... Ахъ... да, ель.—
   Ну, а чѣмъ дерево покрыто сверху?— Корою.—Вотъ срубять хоть ель, сосну,
   орѣшникъ, обдерутъ кору, а тамъ и будетъ дерево бѣлое или желтоватое.
   Вдоль ты его разрубишь, или поперегъ, все одно и тоже. Такъ и въ шарикѣ
   въ срединѣ тоже, что и снаружи, да это и видно, посмотри.
        То, что я здѣсь сказала о различіи и сходствѣ шара съ мячикомъ,
   можно передать ребенку не въ одинъ, а лишь въ нѣсколько бесѣдъ. Теперь
   припрячемъ мячики и займемся вотъ этими вещами. Что въ этой комнатѣ
   напоминаетъ шаръ? Ребенокъ обводитъ глазами кругомъ и безпрестанно ози­
   рается на шаръ. Сначала по вопросамъ, а потомъ и безъ вопросовъ, онъ
   начинаетъ дѣлать сравненія. — Шаръ вотъ на ламповое стекло похожъ: оно
   тоже круглое, только стеклянное и совсѣмъ бѣлаго пвѣта, а нашъ шарикъ
   деревянный и желтоватый. Шаръ похожъ на самоваръ, если только обло­
   мать его сверху и снизу; но опять самоваръ, красный въ немъ горячіе
   угли, да онъ не загорается, а шарикъ изъ дерева, дерево горитъ.—А вотъ
   еще нашъ шарикъ. похожъ на котелъ, въ которомъ          Варя грѣетъ воду, на
   чайникъ, даже на графинъ, если отбить въ немъ горлышко. Яблоки, карто­
   фель, орѣхи тоже шарики. А еще на что?—На голову, только у людей на
   головѣ волоса... Ты двигаешь головой;     у тебя спереди лобъ, глаза, ротъ,
   носъ, по бокамъ уши. Да много, много чего нѣтъ у шарика. А вотъ осталь­
   ным вещи. Сколько ихъ будетъ безъ шарика? — Вы не должны сначала да­
   вать ни геометрическихъ названій, ни слишкомъ хлопотать, чтобы отвѣты
   ребенка были совершенно точными. Тутъ главная цѣль должна состоять въ
   томъ, чтобы его самого заставить найти всѣ особенности и характерные
   признаки тѣлъ и чтобы онъ съумѣлъ понять различіе ихъ между собою.
        — Изъ этихъ двухъ вещей, которая больше похожа на шаръ? Дитя
   затрудняется.  Брось всѣ три вещи на полъ и будь внимательна. А, вотъ
   эта!—она указываетъ на цилиндръ. Онъ покатился и шаръ катится.—Теперь
   которая менѣе похожа на шаръ? Указываетъ на кубъ. Чѣмъ?—Онъ стоитъ.—
   Да вѣдь вотъ и эта стоитъ (цилиндръ). Но та за то стоитъ и катится, а та
   только стоитъ. Такъ вотъ эти двѣ вещицы (шаръ и цилиндръ) похожи между
   собой. Осмотри­же хорошенько, чѣмъ онѣ еще сходны и различны. По. не­
   многу ребенокъ отвѣчаетъ:     обѣ деревянныя; обѣ стучатъ,    когда уронишь,
   обѣ гладкія. А чѣмъ различны? Ощупай­ка.—Вотъ у этой (у цилиндра) есть
   острый край. — Сколько ихъ? — Два: одинъ сверху, другой снизу. — Этотъ
   край называютъ ребромъ; обведи его кругомъ пальчикомъ! какое оно?— Оно
   круглое. — Значитъ, два круглыхъ ребра;     а попробуй    рукой, сколько сто­
   ронъ? — Двѣ плоскихъ и между ними одна круглая.         Ребенка наводятъ на
   этотъ отвѣтъ, заставляя прикладывать руки къ цилиндру.—А въ шарѣ реберъ
   нѣтъ, и одна лишь круглая поверхность. И, такъ вотъ эту вещь называютъ
   цилиндромъ. Нутка,     что похоже на цилиндръ? смотри,        все въ комнатѣ
   огляди... Спичечная коробка,    шляпа, свѣчка,    стаканъ, баночка... — А на
   улицѣ? — Тумба...   и т. д.  Подобно этому объясняютъ сходство и разницу
   между цилиндромъ и кубомъ. — У куба нѣтъ круглыхъ сторонъ, а всѣ пло­
   скія, одна противъ другой, все одинакія стороны; у цилиндра ихъ только двѣ
   314   315   316   317   318   319   320   321   322   323   324