Page 315 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 315

— 299 —

   комнатѣ по одной?— Одно окно, потолокъ, полъ, диванъ, кресло, лампа.—А
   у тебя чего по одному?—Голова, лобъ,' ротъ, носъ, языкъ, шея. На небѣ
   одно солнышко, одна луна. Каждая подобная задачка должна представлять
   богатый матеріалъ для любимыхъ ребенкомъ бесѣдъ. При этомъ нѣтъ нужды
   строго слѣдовать методѣ, которая предлагаетъ дѣтямъ числа въ строгомъ
   порядкѣ. Иначе [ребенокъ очень рано подмѣчаетъ, что сегодня у него въ
   результатѣ было три, вчера два, и потому мало по малу догадывается, что
   будетъ завтра. Но некоторая послѣдовательность въ знакомствѣ съ числами
   всетаки необходима. Сосчитаемъ, сколько въ этой комнатѣ оконъ, стѣнъ?
   Сосчитай, сколько у тебя глазъ? А у кошки сколько? Назови всѣхъ тебѣ
   знакомыхъ животныхъ, у которыхъ было бы два глаза? Какихъ частей еще
   у тебя по двѣ? Двѣ ноги, двѣ руки, двѣ щеки, двѣ брови, двѣ ноздри, два
   уха. Сколько же всего этого у кошки, собаки и коровы? Посмотри, какихъ
   частей еще у коровы двѣ? Гляди­ка двѣ коровы бодаются,—ну, одна другой
   переломила рогъ. Считай, сколько теперь у нея роговъ. А у другой сколько
   роговъ? У другой два: она роговъ себѣ не ломала, значитъ оба цѣлы... При­
   неси мнѣ два листика, два подсвѣчника, два стакана. Ну­ка вымѣряемъ
   шагами полъ—вотъ отъ этого дивана до двери. У тебя много шаговъ, а у
   меня меньше! Почему? Возьми аршинъ и вымѣряемъ столъ со всѣхъ сторонъ.
   Что можно смѣрять еще аршиномъ? Возьми аршинъ и смѣрь эту тесемку,
   скатерть. Бери одинъ мячикъ, а я другой къ тебѣ покачу, лови... сколько у
   тебя теперь мячиковъ? Ну, теперь ты кати его ко мнѣ.­ Сколько же у тебя
   осталось? Кати и этотъ ко мнѣ. Теперь сколько у тебя сейчасъ было шаровъ?
   Принеси одинъ стручекъ, два клубка шерсти, три орѣха, четыре зерна, пять
   горошинъ. Сколько стакановъ воды въ этой бутылкѣ? А вотъ это—сажень.
   Саженью мѣряютъ дрова, землю, зданія. Вымѣри саженью нашу бесѣдку.
   Сколько сажень будетъ отъ нашего крыльца до самой улицы? Мѣрить саженью
   и аршиномъ всѣ предметы, находящіеся въ комнатѣ, необыкновенно полезно.
   Это рано пріучаетъ опредѣлять по глазомѣру ширину,' длину, высоту и раз­
   стояніе предметовъ. Но, конечно, на аршинѣ не должно бить никавихъ дѣле­
   ній, означающихъ его части.
         Въ возрастѣ отъ 3­хъ до 4­хъ лѣтъ нельзя задавать даже самой легкой
   отвлеченной задачи. Напримѣръ, не катая передъ глазами ребенка шариками,
   вы не должны давать ему рѣшать задачу въ родѣ слѣдующей: „Еслибы я
   сначала покатила къ тебѣ два шара, а потомъ еще одинъ, сколько бы было
   у тебя шаровъ тогда?" Сложеніе и вычитаніе ояъ можетъ очень часто дѣлать
   уже и въ три года;. умноженіе и дѣленіе позднѣе, но все не иначе какъ на
   вещахъ, къ которымъ онъ самъ что нибудь прибавляетъ, которыя онъ
   раскладываетъ, отъ которыхъ беретъ, т. е. убавляетъ, которыя дѣлитъ и т. п.
         Сосчитай, сколько тутъ стульевъ? Вынеси­ка одинъ въ сосѣднюю ком­
   нату, теперь опять считай. Почему стало меньше? Сколько стульевъ не до­
   стаетъ? Еще одинъ вынеси!., теперь ни одного стула не осталось. Возьми
   три орѣха,—одинъ дай нянѣ, другой мнѣ.­ Сколько у тебя осталось? А
   сколько у тебя было, прежде чѣмъ ты стала раздавать орѣхи? А сколько
   орѣховъ раздала? Нарисуй три крестика. Сосчитай, ну еще прибавь, нарисуй
   еще одинъ крестикъ.     Считай, сколько у тебя теперь всѣхъ крестиковъ,
   сколько было прежде? Нарисуй двѣ черточки. Теперь возьми резинку и
   вытри одну,—сколько осталось и сколько было прежде?
         У тебя двѣ ноги; у курицы, гуся, утки и у всѣхъ птицъ по двѣ ноги,
   а не знаешь ли ты животнаго съ тремя ногами? Если нѣтъ съ тремя ногами,
   то назови знакомыхъ тебѣ животныхъ съ четырьмя ногами. У животныхъ
   310   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320