Page 313 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 313

— 297 —


    бляя дѣтскаго саыолюбія, безъ всякой придирчивости, вы указываете на
    дурныя стороны работы. —Маша, ты это свою разбитую куколку срисовала?
    — Вѣтъ, это моя рука...—Ну, это мало похоже на твою руку.—А здѣсь то
    какъ хорошо, такъ аккуратно!... Ребенокъ совершенно доволенъ, улыбается
    и мало по малу начинаетъ понимать, что въ его работѣ вы считаете хоро­
    шимъ, что дурнымъ. Такъ какъ тетрадка его работъ даетъ ему много прі­
    ятныхъ ощущеній, въ слѣдуюхцій разъ онъ уяге самъ будетъ сохранять свои
    работы, будетъ стараться дѣлать все лучше, красивѣе, аккуратнѣе.
         Кромѣ срисовыванія, можно складывать изъ бумаги не фигурки и пред­
    меты, а самыя простыя формы. „Сдѣлаемъ изъ бумаги косынку, только не
    такую большую, какъ у бабушки, а маленькую, какую, будь она вырѣзана
    изъ тряпочки, можно было бы повязать твоей куколкѣ". Ребенокъ начинаетъ
    прямо выкраивать косынку; у него, конечно, выходитъ и криво, и неправильно,
    да онъ и ножницы еще плохо держитъ. Вы объясните ему, что, прежде чѣмъ
    сдѣлать косынку, нужно сложить ровный платокъ (квадратъ) и потомъ пере­
    гнуть такъ, чтобы уголокъ приходился въ уголокъ. Заставьте его нарвать изъ
    цѣлаго листа ровныхъ длинныхъ бумажекъ. Согнувши нѣсколько разъ такую
    бумажную тесемку, онъ можетъ обмотать края цвѣтной шерстью, бумагой
    или шелкомъ,—у него выйдетъ закладка въ книгу съ краснымъ или синимъ
    ободкомъ.—Нельзя ли еще чѣмъ­нибудь украсить эту закладку,—такъ­что­бы
    она годилась въ книгу и для тебя,—спрашиваетъ ребенокъ. Карандашемъ сдѣ­
    лай въ серединѣ вдоль и поперегъ столько точекъ кряду, сколько ты умѣешь
    считать, и вышивай ихъ стежками черною или красною шерстью. Вотъ и
    крестикъ! (Фребелевское выкалываніе и вышиваніе должны начаться гораздо
    позже).
         Дайте ребенку низать на нитку рябину, крупный бисеръ, горохъ, одной
    величины нарѣзанныя соломинки. Пусть изъ этого онъ дѣлаетъ цѣпочки,
    колечки, бусы на шею. Наберите остатковъ лоскутиковъ, тесемки (при этомъ
    старайтесь, чтобы они были опредѣленныхъ и знакомыхъ ему цвѣтовъ) и
    научите плести ихъ въ три, четыре конца.
         Фребель начинаетъ учить дѣтей счету съ упражненія надъ болынимъ
    кубомъ, который онъ дѣлитъ на 8 частей (въ 3­мъ дарѣ); но съ нашей точки
    зрѣнія черезчуръ ­обременительно для ребенка сразу научиться столькимъ
    числамъ; къ тому же нужно много времени, чтобы онъ хорошо усвоилъ пер­
    выя три, четыре единицы. Конечно, очень хорошо упражнять ребенка надъ
    осязаемыми предметами, въ томъ числѣ надъ кубомъ; но на этомъ никакъ
    нельзя исключительно останавливаться, и всѣ окружающіе предметы, попе­
    ремѣнно, должны входить въ его ариѳметическія упражненія. Такія занятія
    не только должны вести къ тому, чтобы научить его считать сряду, но и къ
    тому, чтобы пробудить его мысль, соображеніе, развить даръ слова,— однимъ
    словомъ, чтобы дать ему возможность еще нагляднѣе представить себѣ каж­
    дый предметъ. Для этого необходимо соблюдать слѣдующія условія: предлагая
    дитяти какую­нибудь задачу, необходимо заставить его разсказать ея содер­
    жаніе. Сначала вамъ придется, конечно, дѣлать ему вопросы; но такъ какъ
    эти занятія мы предлагаемъ для дѣтей отъ 3­хъ до 4­хъ лѣтъ, то въ нихъ
    не должно быть ничего класснаго и казеннаго.
         Учебные маневры, при которыхъ учащійся точь въ точь и по стрункѣ
    долженъ отвѣчать только то, что хочетъ учитель, гдѣ его такъ педантически
    спрашиваютъ о томъ, что онъ уже знаетъ съ первымъ лепетомъ,—все это,
    можетъ быть, и не выйдетъ особенно комичнымъ при занятіяхъ въ классѣ
    съ 8­ю, 9­ю лѣтними учениками, когда ими руководить способный учитель,
   308   309   310   311   312   313   314   315   316   317   318