Page 308 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 308

— 292 —


  то во рту понесла.— „Да что­же это у нея въ носикѣ было?" говоритъ Маша,
   „я разглядѣть не могла".
        — Пойдемъ къ ямѣ, посмотримъ. А вотъ что! перья и пухъ. Это Варя
  курицу щипала, такъ все выбросила сюда, а птичкѣ это и пригодилось...
   Какъ близко она теперь около насъ! Вонъ сѣла на дерево, прыгаетъ съ
   вѣтки на вѣтку, щебечетъ! Пухъ­то ей видно очень понравился, она опять
   сюда летитъ, да насъ боится. Прочь тихонько отсюда.
        — Побѣжимъ немного дальше отъ дачи, туда; тамъ за этимъ лѣскомъ
   незастроенное, свободное мѣсто.
             Я пройдусь по лѣсамъ;                  Я пройдусь по лугамъ,
             Много'птичекъ есть тамъ,               Мотылечки есть тамъ;
             Всѣ норхаюп. поютъ,                    Какъ красивы они
             Гнѣзда' теплыя выотъ.                  Въ эти свѣтлые дни!
        — Еще подальше пойдемъ, теперь крикни: ау, ау... Эхо повторяете крикъ
   ребенка. —Ч/го­же это, мама, кто кричитъ?—Ты сама. Вотъ, попробуй, крикни
   что нибудь. —Мама! Мама! опять кричитъ дѣвочка.—Вотъ всегда такъ, что
   ты только скажешь, въ лѣсу раздается, какъ будто кто­нибудь откликается
   на твои слова.
        Лѣтомъ все еще есть кой что для наблюденій, а наступятъ дожди, сля­
   коть, нужно буквально запереть ребенка въ комнатѣ; выпускать на воздухъ,
   когда онъ еще не окрѣпъ, въ это время положительно невозможно. Что­же?
   заприте. Но вѣдь комната не пустая, и въ ней есть свое движеніе, своя
   жизнь. А гдѣ есть жизнь, тамъ есть деятельность для рукъ и головы и свои
   пѣсни.
        Холодно, мрачно, солнца не видно за тучами, и вы поете съ ребенкомъ:
             Солнышко, ведрышко,                    Солнце заиграло,
             Выглянь въ окошечко,                   Дѣтушкамъ сказало:
             Посвѣти немножко;                      Эй! гуляйте въ полѣ;
             Плачутъ твои дѣткп,                    Въ полѣ вы гуляйте,
             Плачутъ малы крошки,                   Бѣгайте, играйте,
             Словно птички въ клѣткѣ.               Прыгайте на волѣ *).
        Дома осенью и зимою можно занимать ребенка бесѣдами о нѣкоторыхъ
   предметахъ, встрѣчаюш.ихся въ хозяйствѣ: о посудѣ, объ одеждѣ, о ку­
   шаньяхъ, о мебели. Кромѣ того и въ комнатѣ полезно­бы держать для ре­
   бенка двухъ, трехъ животныхъ, какъ кошку, собаку, морскихъ свинокъ, по­
   перемѣнно то ту, то другую рыбу, ежа, черепаху. При этомъ вамъ пред­
   ставится случай подмѣтить въ ребенкѣ нѣкоторыя дикія, эгоистическія черты
   его характера. Ребенокъ начинаетъ теребить, мучить кошку, показывать ей
   мясо и потомъ прятать.—И не жалко тебѣ бить кошку?—говорите вы ему.
   Вонъ она все и забыла, ласкается, выгибается, хвостикомъ виляетъ, глазки
   закрываете, пѣсенку поетъ. И шубка какая на ней славная, мягкая, теплая;
   не прозябнетъ зимой, хоть и на дворъ выбѣжитъ. Лапки тоже мягкія; только
   смотри, Машута, когти у ней преострые. Такимъ образомъ вы незамѣтно
   полезною бесѣдой, можете отвлечь ребенка отъ вредной шалости.
        А если ребенку уже можно зимою выходитъ на улицу, какое множество
   новыхъ предметовъ ему представится! И снѣгъ, который запорошилъ деревья,
   и крыши домовъ, и мальчики катаются на конькахъ по льду, извощики отъ
   холода бьютъ рукавицей объ рукавицу. Нѣтъ такого уголка въ мірѣ, гдѣ­бы
   ничего .не было! Кругомъ жизнь, и для жизни­же пользуйтесь ею.'


        *) Эти и многія другія пѣсни съ народными мелодіями см. въ книгѣ подъ названіемъ
   «Одноголосныя пѣснп и подвижныя игры» Е. Водовозовой, продающейся во всѣхъ нотныхъ и
   книжныхъ магазинахъ.
   303   304   305   306   307   308   309   310   311   312   313