Page 308 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 308
— 292 —
то во рту понесла.— „Да чтоже это у нея въ носикѣ было?" говоритъ Маша,
„я разглядѣть не могла".
— Пойдемъ къ ямѣ, посмотримъ. А вотъ что! перья и пухъ. Это Варя
курицу щипала, такъ все выбросила сюда, а птичкѣ это и пригодилось...
Какъ близко она теперь около насъ! Вонъ сѣла на дерево, прыгаетъ съ
вѣтки на вѣтку, щебечетъ! Пухъто ей видно очень понравился, она опять
сюда летитъ, да насъ боится. Прочь тихонько отсюда.
— Побѣжимъ немного дальше отъ дачи, туда; тамъ за этимъ лѣскомъ
незастроенное, свободное мѣсто.
Я пройдусь по лѣсамъ; Я пройдусь по лугамъ,
Много'птичекъ есть тамъ, Мотылечки есть тамъ;
Всѣ норхаюп. поютъ, Какъ красивы они
Гнѣзда' теплыя выотъ. Въ эти свѣтлые дни!
— Еще подальше пойдемъ, теперь крикни: ау, ау... Эхо повторяете крикъ
ребенка. —Ч/гоже это, мама, кто кричитъ?—Ты сама. Вотъ, попробуй, крикни
что нибудь. —Мама! Мама! опять кричитъ дѣвочка.—Вотъ всегда такъ, что
ты только скажешь, въ лѣсу раздается, какъ будто ктонибудь откликается
на твои слова.
Лѣтомъ все еще есть кой что для наблюденій, а наступятъ дожди, сля
коть, нужно буквально запереть ребенка въ комнатѣ; выпускать на воздухъ,
когда онъ еще не окрѣпъ, въ это время положительно невозможно. Чтоже?
заприте. Но вѣдь комната не пустая, и въ ней есть свое движеніе, своя
жизнь. А гдѣ есть жизнь, тамъ есть деятельность для рукъ и головы и свои
пѣсни.
Холодно, мрачно, солнца не видно за тучами, и вы поете съ ребенкомъ:
Солнышко, ведрышко, Солнце заиграло,
Выглянь въ окошечко, Дѣтушкамъ сказало:
Посвѣти немножко; Эй! гуляйте въ полѣ;
Плачутъ твои дѣткп, Въ полѣ вы гуляйте,
Плачутъ малы крошки, Бѣгайте, играйте,
Словно птички въ клѣткѣ. Прыгайте на волѣ *).
Дома осенью и зимою можно занимать ребенка бесѣдами о нѣкоторыхъ
предметахъ, встрѣчаюш.ихся въ хозяйствѣ: о посудѣ, объ одеждѣ, о ку
шаньяхъ, о мебели. Кромѣ того и въ комнатѣ полезнобы держать для ре
бенка двухъ, трехъ животныхъ, какъ кошку, собаку, морскихъ свинокъ, по
перемѣнно то ту, то другую рыбу, ежа, черепаху. При этомъ вамъ пред
ставится случай подмѣтить въ ребенкѣ нѣкоторыя дикія, эгоистическія черты
его характера. Ребенокъ начинаетъ теребить, мучить кошку, показывать ей
мясо и потомъ прятать.—И не жалко тебѣ бить кошку?—говорите вы ему.
Вонъ она все и забыла, ласкается, выгибается, хвостикомъ виляетъ, глазки
закрываете, пѣсенку поетъ. И шубка какая на ней славная, мягкая, теплая;
не прозябнетъ зимой, хоть и на дворъ выбѣжитъ. Лапки тоже мягкія; только
смотри, Машута, когти у ней преострые. Такимъ образомъ вы незамѣтно
полезною бесѣдой, можете отвлечь ребенка отъ вредной шалости.
А если ребенку уже можно зимою выходитъ на улицу, какое множество
новыхъ предметовъ ему представится! И снѣгъ, который запорошилъ деревья,
и крыши домовъ, и мальчики катаются на конькахъ по льду, извощики отъ
холода бьютъ рукавицей объ рукавицу. Нѣтъ такого уголка въ мірѣ, гдѣбы
ничего .не было! Кругомъ жизнь, и для жизниже пользуйтесь ею.'
*) Эти и многія другія пѣсни съ народными мелодіями см. въ книгѣ подъ названіемъ
«Одноголосныя пѣснп и подвижныя игры» Е. Водовозовой, продающейся во всѣхъ нотныхъ и
книжныхъ магазинахъ.