Page 307 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 307
— 291 —
Куплю моей Машенькѣ Всѣ къ ней побѣжали,
Всякой скотинушки; Голосятъ, зовутъ:
Будутъ у Машеньки Телушка муму, муму,
Телушка, свинушка, Козынька меке, кеке,
Да барашекъ маленькій Барашекъ бябя, бябя,
Съ козынькой удаленькой. Свинушка рюхи, рюхи,
На дворѣ индюшка, Индюшка шулдыбулды,
Курапогребуніка. Гусынька гага, гага,
Гусынька гуляетъ, Уточка утьутьуть,
Уточка ныряетъ, Курочка но сѣнюшкаиъ
Ей охота въ прудъ... Тюуукъ, тгорюрюкъ...
Машу увидали,
Это взято изъ очень длинной народной нѣсни; мы тутъ выбрали только
послѣднюю строфу, гдѣ находимъ подражаніе звукамъ всѣхъ животныхъ.
Звуки эти напомииаютъ ребенку животныхъ, которыя у него теперь передъ
глазами. Въ началѣ же этой пѣсни: „Станемъ мы, мужинушка, домокъ на
живать", выставлены сложный для ребенка отнопгенія, и мы ихъ выпустили,
замѣнивъ болѣе подходящимъ содержаніемъ. Дѣти, какъ известно, очень лю
бятъ подражать звукамъ всѣхъ животныхъ; они съ восторгомъ повторяютъ
подобную пѣсенку.
„Еще споемъ... еще про коровку или про когонибудь", не отстаетъ отъ
васъ ребенокъ.
Ужъ, какъ яль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушкѣ налью;
Чтобъ сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочекъ буренушка дала.
Трутутуту затрубилъ нашъ пастушокъ,
Собирались всѣ коровки на лужокъ.
Стала тутъ моя коровушка мычать,
Ужъ и ласкъ моихъ не хочетъ больше знать!
\ Просить жалобно на волюшку пустить:
Ей милѣе во чиетомъ полѣ бродить,
Ѣсть на солнышкѣ медвяную траву,
Чѣмъ стоятьто въ душномъ, въ темномъ во хлѣву.
— Да, —скажутъ мнѣ наши петербургскіе дачники, —все это разска
зывать и распѣвать можно только въ деревнѣ, а не гдѣ нибудь въ Лѣсномъ,
да на Черной рѣчкѣ, гдѣ ребенокъ лишь изрѣдка увидитъ корову да ку
рицу. Правда, наша петербургская обстановка очень искусственна, и для
пользы дѣтей хорошо бы пожить гдѣ нибудь подальше, но дѣлать нечего.
Если этому нельзя помочь, то будемъ находчивы при всякихъ житейскихъ
условіяхъ. И въ Лѣсномъ, и на Черной рѣчкѣ живутъ койкакія птички,
копошатся мошки, червяки, порхаютъ бабочки и мотыльки, иногда койгдѣ
выглянетъ и зелень, и кривая березка. Слѣдовательно и тутъ найдется свой
міръ для наблюденій.
— Гляди, Машутка, какую большущую бочку везетъ водовозъ. Булды,
булды... это вода у него. Вонъ остановился у одного крыльца, подставилъ
желѣзное ведро, воду наливаетъ...
— Къ чемуже онъ не взялъ бочку въ руки, да сразу не налилъ; ему
бы такъ скорѣе было.—Тыже посмотри, какая бочка большая,—съ водой ее
нельзя поднять одному человѣку. Вонъ, онъ и ведрыто носитъ, такъ и то
ему такъ трудно нести, что онъ перегибается на другую сторону.
— Смотри, что это подъ нашею крышею?—спрашиваетъ ребенокъ.—Чу!
стой тихонько, смотри не шевелясь, узнаешь. Все одна и та же птичка
прилетитъ, пощебечетъ, повертится на одномъ мѣстѣ и опять улетитъ. Что это?
птичка гнѣздо вьетъ, вонъ тоненькій прутикъ въ ножкахъ потащила, теперь
двѣ маленькихъ соломенки... улетѣла! А теперь опять сѣла въ ту ямку подъ
окномъ твоей спальни, что ты вчера сама вырыла; вылетѣла и оттуда что
19е