Page 307 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 307

— 291 —

                Куплю моей Машенькѣ            Всѣ къ ней побѣжали,
                Всякой скотинушки;             Голосятъ, зовутъ:
                Будутъ у Машеньки              Телушка му­му, му­му,
                Телушка, свинушка,             Козынька ме­ке, ке­ке,
                Да барашекъ маленькій          Барашекъ бя­бя, бя­бя,
                Съ козынькой удаленькой.       Свинушка рю­хи, рю­хи,
                На дворѣ индюшка,              Индюшка шулды­булды,
                Кура­погребуніка.              Гусынька га­га, га­га,
                Гусынька гуляетъ,              Уточка уть­уть­уть,
                Уточка ныряетъ,                Курочка но сѣнюшкаиъ
                Ей охота въ прудъ...           Тю­у­укъ, тго­рю­рюкъ...
                Машу увидали,
        Это взято изъ очень длинной народной нѣсни; мы тутъ выбрали только
   послѣднюю строфу, гдѣ находимъ подражаніе звукамъ всѣхъ животныхъ.
   Звуки эти напомииаютъ ребенку животныхъ, которыя у него теперь передъ
   глазами. Въ началѣ же этой пѣсни: „Станемъ мы, мужинушка, домокъ на­
   живать", выставлены сложный для ребенка отнопгенія, и мы ихъ выпустили,
   замѣнивъ болѣе подходящимъ содержаніемъ. Дѣти, какъ известно, очень лю­
   бятъ подражать звукамъ всѣхъ животныхъ; они съ восторгомъ повторяютъ
   подобную пѣсенку.
        „Еще споемъ... еще про коровку или про кого­нибудь", не отстаетъ отъ
   васъ ребенокъ.
                        Ужъ, какъ я­ль мою коровушку люблю!
                        Сытна пойла я коровушкѣ налью;
                        Чтобъ сыта была коровушка моя,
                        Чтобы сливочекъ буренушка дала.
                        Тру­ту­ту­ту затрубилъ нашъ пастушокъ,
                        Собирались всѣ коровки на лужокъ.
                        Стала тутъ моя коровушка мычать,
                        Ужъ и ласкъ моихъ не хочетъ больше знать!
     \                  Просить жалобно на волюшку пустить:
                        Ей милѣе во чиетомъ полѣ бродить,
                        Ѣсть на солнышкѣ медвяную траву,
                        Чѣмъ стоять­то въ душномъ, въ темномъ во хлѣву.
        — Да, —скажутъ мнѣ наши петербургскіе дачники, —все это разска­
   зывать и распѣвать можно только въ деревнѣ, а не гдѣ­ нибудь въ Лѣсномъ,
   да на­ Черной рѣчкѣ, гдѣ ребенокъ лишь изрѣдка увидитъ корову да ку­
   рицу. Правда, наша петербургская обстановка очень искусственна, и для
   пользы дѣтей хорошо бы пожить гдѣ нибудь подальше, но дѣлать нечего.
   Если этому нельзя помочь, то будемъ находчивы при всякихъ житейскихъ
   условіяхъ. И въ Лѣсномъ, и на Черной рѣчкѣ живутъ кой­какія птички,
   копошатся мошки, червяки, порхаютъ бабочки и мотыльки, иногда кой­гдѣ
   выглянетъ и зелень, и кривая березка. Слѣдовательно и тутъ найдется свой
   міръ для наблюденій.
        — Гляди, Машутка, какую большущую бочку везетъ водовозъ. Булды,
   булды... это вода у него. Вонъ остановился у одного крыльца, подставилъ
   желѣзное ведро, воду наливаетъ...
        — Къ чему­же онъ не взялъ бочку въ руки, да сразу не налилъ; ему
   бы такъ скорѣе было.—Ты­же посмотри, какая бочка большая,—съ водой ее
   нельзя поднять одному человѣку. Вонъ, онъ и ведры­то носитъ, такъ и то
   ему такъ трудно нести, что онъ перегибается на другую сторону.
        — Смотри, что это подъ нашею крышею?—спрашиваетъ ребенокъ.—Чу!
   стой тихонько, смотри не шевелясь, узнаешь. Все одна и та же птичка
   прилетитъ, пощебечетъ, повертится на одномъ мѣстѣ и опять улетитъ. Что это?
   птичка гнѣздо вьетъ, вонъ тоненькій прутикъ въ ножкахъ потащила, теперь
   двѣ маленькихъ соломенки... улетѣла! А теперь опять сѣла въ ту ямку подъ
   окномъ твоей спальни, что ты вчера сама вырыла; вылетѣла и оттуда что­
                                                                         19е
   302   303   304   305   306   307   308   309   310   311   312