Page 305 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 305
^289 —
Эта пѣсня тоже народная, только тутъ она совершенно измѣнена. Въ
народной пѣснѣ сказано:
Да боюея тивуна. Тнвунъ тебѣ не судья,
Ты не бойся тивуна. Судья намъ Владыко...
Для 3хълѣтняго ребенка подобныя слова совершенно непонятны.
— Вотъ, куколка и пришла... Теперь пойдемъ во дворъ. Цыпъ, цыпъ,
цьшъ... ну, Петя, пѣтушокъ, иди къ намъ... Позовемъ и коровушку! Коро
вушка, буренушка, иди и ты къ намъ. Ребенокъ вдрутъ бѣжитъ въ комнаты
и черезъ минуту выноситъ оттуда чашку съ молокомъ.—Вотъ, мы ихъ всѣхъ
и накормимъ!
— Ахъ, Машутка, Машутка! Вѣдь пѣтушокъто зернышки клюетъ, чер
вячковъ въ землѣ откапываетъ. Вотъ развѣ хлѣбца ему можно покрошить...
— Хорошо, будемъ крошить, и коровка хлѣба поклюетъ...
— И, нѣтъ, нѣтъ! смотри: коровушкато ходитъ, да травку рветъ; вонъ
какъ она ее долго жуетъ. Уши у ней въ сторону смотрятъ, а рожищито
какіе болыпіе! Не нужно дразнить коровушку, она этими рожищами такъ
толкнетъ... Ишь, какъ она хвостомъ отмахивается, мухъ отгоняетъ! My, за
мычала, заревѣла, — вѣдь это она хозяйку зоветъ, пить проситъ, доить себя
велитъ. Вонъ, хозяюшка въ корытѣ и пойло несетъ.
— Кошечка лучше коровы,—чистенькая... — говоритъ дѣвочка, всматри
ваясь въ корову,— у нея хвостъ грязный и на бокахъ комки грязи...
— Не красива, правда, да за то она молоко намъ даетъ, а ты вѣдь то
и дѣло попиваешь молоко.
— Такъ я ее за это любить буду... мнѣ хочется ее покормить... чѣмъ бы
мнѣ ее покормить?
— А вотъ мы пообѣдаемъ, посуду вымоютъ, и принесемъ ей помои...
— Нѣтъ, я хочу теперь непремѣнно, сейчасъ...
— Ну, принеси большой ломоть хлѣба и посоли его солью. Видишь,
какъ корова славно его изъ рукъ взяла; будешь часто ее кормить, она такъ
привыкнетъ къ тебѣ, станетъ каждый разъ къ крыльцу подходить, мычать,
хлѣба просить.
Ребенокъ бьетъ въ ладоши, такъ этому радъ.—У меня остался маленькій
кусочекъ, я отдамъ его коровѣ.
— Будетъ ей, скормимъ этотъ хлѣбъ на куръ. Смотри, ишь какъ онѣ
по двору расхаживаютъ, каждая съ своими дѣтками, маленькими цыплятами.
Вонъ какъ курица ножками землю разгребаетъ, закудахтала, — это она чер
вячка нашла и цыплятъ скликаетъ. Цыпъ, цыпъ... подбирайте крошечки...
вонъ какъ славно поклевываютъ... кышь! Прочь отсюда пѣтухъ! Ты большой,
самъ можешь, найти, пусть цыплятки досыта поѣдятъ. А! галка! это она под
смотрѣла, что тутъ есть чѣмъ поживиться!... нѣтъ! Кышь! Кышь! пусть одни
цыплятки!... И уточки идутъ съ утятками, поѣсть захотѣли, съ озера возвра
щаются, съ ноги на ногу переваливаются... Ну, и тутъ лужу нашли, плаваютъ,
щирокіе носики въ воду опускаютъ.
— А въ другой лужѣ свинья плаваетъ, — замѣчаетъ уже само дитя,
когда малопомалу вы на все обращаете его вниманіе.—Она поваляться въ
лужѣ очень любитъ; вонъ встала, ухъ, батюшки, какая грязная! Объ углы
чешется!—Ребенокъ звонко хохочетъ.
Поводъ къ подобнымъ играмъ и бесѣдамъ могутъ подать и другіе пред
меты, животныя, маленькіе братья и сестры. И для всего этого, хотя не безъ
труда, можно найти хорошіе припѣвы, прибаутки, присказки въ народныхъ
пѣсня хъ и играхъ.
19