Page 300 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 300

— 284 ­

   которыхъ ручныхъ и ножныхъ мышцъ. Всѣ такія упражненія Фребель сопро­
   вождаете пѣснями, воспѣвая при этомъ разные предметы: то добрую маменьку,
   то мельницу, которая выбиваетъ масло. Хотя ребенокъ не можетъ еще по­
   нимать словъ этихъ сентиментальныхъ пѣсенъ, но, конечно, всегда лучше
   напѣвать ему слова и мелодіи болѣе подходящія, которыя могли бы служить
    основою для развитія русской рѣчи и эстетическаго чувства; тѣмъ не менѣе
   всѣ эти фребелевскія мышечныя движенія дѣйствительно очень полезны для
   физическаго развитія дитяти. Еще разпообразнѣе, еще болѣе глубокое зна­
   ченіе имѣютъ у Фребеля тѣ мышечныя игры, которыми онъ унражняетъ
   дѣтей, когда они начинаютъ уже сидѣть. У него для этого не только осо­
   бенныя игры для рукъ и ногъ, но и отдѣльныя упражненія на всѣ чувства.
   Но такъ какъ тутъ ребенокъ уже положительно вслушивается въ вашъ го­
   воръ и начинаетъ нѣсколько понимать его, то матери не должны брать фре­
   белевскихъ пѣсенъ, такъ какъ въ нихъ такія нѣмецкія тонкости и философ­
   скія воззрѣнія, которыхъ ребенокъ не пойметъ ивъ12— 13 лѣтъ. Кромѣ того
   приторная сентиментальность, какою всѣ онѣ приправлены, совсѣмъ проти­
   ворѣчить всему складу русскаго характера и русской жизни. Назовемъ здѣсь
   нѣкоторыя изъ фребелевскихъ игръ этого рода:
        Флюгеры дѣлаютъ то одной, то другой рукой движенія, напоминающія
   флюгеръ. У нѣмцевъ эта игра дѣйствительно имѣетъ значеніе:        чуть не на
   каждомъ домѣ у нихъ флюгеръ, такъ что ребенокъ, котораго еще никуда не
   выносятъ, уже видитъ флюгеръ изъ окошка. У насъ въ этомъ случаѣ надобно
   прибрать что­нибудь другое.
        Тикъ­такъ. Двигаютъ то одной, то другой рукой, какъ маятникъ.
        Игра на палъцахъ, какъ на фортепіано.
        Голубки: манятъ голубковъ и разныхъ птицъ.
        Игра на всѣ пальцы. Тутъ пальцы представляютъ все семейство: ихъ
   перебираютъ, пересчитываютъ и т. п.
        Игра въ свѣтъ, знакомство съ тѣнями, въ птичье гнѣздо и много, много
   другихъ. Мы остановимся на нѣкоторыхъ и покажемъ, какъ по русски можно
   было бы ихъ оживить.
        Для упраоюненія ручныхъ мышцъ у насъ есть извѣстная народная игра
   „въ ладошки". Мать хлопаетъ ручками ребенка и поетъ:
             Ладошки, ладошки!                      Кашку поѣліг,
             Гдѣ были?—у бабушки.                   Бражку попили,
             Что ѣли?—кашку.                        Сами улетѣли
             Что пили?—бражку.                      И на головку сѣли:

        При этомъ мать ноднимаетъ обѣ ручки малютки кверху и кладетъ ихъ ему
   на голову.
        Далѣе у Фребеля есть такая игра. Мать проводитъ пальцемъ на ручкѣ
   дитяти линію и поетъ:   „Положу вдоль палочку, потомъ другую накрестъ,
   просверлю дырочку и воткну иголочку". Этимъ она изображаетъ работника.
        Такую игру у насъ можно замѣнить нашею народною игрою въ „Кашку":
   она гораздо проще и ближе къ понятіямъ ребенка, такъ какъ она           пред­
   ставляете приготовленіе знакомаго ему кушанья и даетъ случай къ упраж­
   ненію пальцевъ.
        Сорока, сорока,           И этому дала,             Вотъ тебѣ малешеньку
        Кашку варила,             И этому дала и пр.        И нѣтъ ничѳгоі
        На порогъ скакала,        Ты малъ малешенѳкъ,       А вы сороки­вороны
        Гостей созывала;          За водицей не ходилъ,     Летите, летите—
        Гости на дворъ,—          Дровъ не носилъ,          J Ну! полетѣли,
        Каша на столъ;            Кашки не варилъ:          На головку сѣли!
   295   296   297   298   299   300   301   302   303   304   305