Page 300 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 300
— 284
которыхъ ручныхъ и ножныхъ мышцъ. Всѣ такія упражненія Фребель сопро
вождаете пѣснями, воспѣвая при этомъ разные предметы: то добрую маменьку,
то мельницу, которая выбиваетъ масло. Хотя ребенокъ не можетъ еще по
нимать словъ этихъ сентиментальныхъ пѣсенъ, но, конечно, всегда лучше
напѣвать ему слова и мелодіи болѣе подходящія, которыя могли бы служить
основою для развитія русской рѣчи и эстетическаго чувства; тѣмъ не менѣе
всѣ эти фребелевскія мышечныя движенія дѣйствительно очень полезны для
физическаго развитія дитяти. Еще разпообразнѣе, еще болѣе глубокое зна
ченіе имѣютъ у Фребеля тѣ мышечныя игры, которыми онъ унражняетъ
дѣтей, когда они начинаютъ уже сидѣть. У него для этого не только осо
бенныя игры для рукъ и ногъ, но и отдѣльныя упражненія на всѣ чувства.
Но такъ какъ тутъ ребенокъ уже положительно вслушивается въ вашъ го
воръ и начинаетъ нѣсколько понимать его, то матери не должны брать фре
белевскихъ пѣсенъ, такъ какъ въ нихъ такія нѣмецкія тонкости и философ
скія воззрѣнія, которыхъ ребенокъ не пойметъ ивъ12— 13 лѣтъ. Кромѣ того
приторная сентиментальность, какою всѣ онѣ приправлены, совсѣмъ проти
ворѣчить всему складу русскаго характера и русской жизни. Назовемъ здѣсь
нѣкоторыя изъ фребелевскихъ игръ этого рода:
Флюгеры дѣлаютъ то одной, то другой рукой движенія, напоминающія
флюгеръ. У нѣмцевъ эта игра дѣйствительно имѣетъ значеніе: чуть не на
каждомъ домѣ у нихъ флюгеръ, такъ что ребенокъ, котораго еще никуда не
выносятъ, уже видитъ флюгеръ изъ окошка. У насъ въ этомъ случаѣ надобно
прибрать чтонибудь другое.
Тикътакъ. Двигаютъ то одной, то другой рукой, какъ маятникъ.
Игра на палъцахъ, какъ на фортепіано.
Голубки: манятъ голубковъ и разныхъ птицъ.
Игра на всѣ пальцы. Тутъ пальцы представляютъ все семейство: ихъ
перебираютъ, пересчитываютъ и т. п.
Игра въ свѣтъ, знакомство съ тѣнями, въ птичье гнѣздо и много, много
другихъ. Мы остановимся на нѣкоторыхъ и покажемъ, какъ по русски можно
было бы ихъ оживить.
Для упраоюненія ручныхъ мышцъ у насъ есть извѣстная народная игра
„въ ладошки". Мать хлопаетъ ручками ребенка и поетъ:
Ладошки, ладошки! Кашку поѣліг,
Гдѣ были?—у бабушки. Бражку попили,
Что ѣли?—кашку. Сами улетѣли
Что пили?—бражку. И на головку сѣли:
При этомъ мать ноднимаетъ обѣ ручки малютки кверху и кладетъ ихъ ему
на голову.
Далѣе у Фребеля есть такая игра. Мать проводитъ пальцемъ на ручкѣ
дитяти линію и поетъ: „Положу вдоль палочку, потомъ другую накрестъ,
просверлю дырочку и воткну иголочку". Этимъ она изображаетъ работника.
Такую игру у насъ можно замѣнить нашею народною игрою въ „Кашку":
она гораздо проще и ближе къ понятіямъ ребенка, такъ какъ она пред
ставляете приготовленіе знакомаго ему кушанья и даетъ случай къ упраж
ненію пальцевъ.
Сорока, сорока, И этому дала, Вотъ тебѣ малешеньку
Кашку варила, И этому дала и пр. И нѣтъ ничѳгоі
На порогъ скакала, Ты малъ малешенѳкъ, А вы сорокивороны
Гостей созывала; За водицей не ходилъ, Летите, летите—
Гости на дворъ,— Дровъ не носилъ, J Ну! полетѣли,
Каша на столъ; Кашки не варилъ: На головку сѣли!