Page 297 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 297

— 281 —

   являющуюся въ немъ дѣятельность. Но многіе могуть замѣтить: когда ребе­
   нокъ подростетъ, ему пожалуй, и можно будетъ указать поле, на которомъ бы
   онъ могъ изощрять свои чувства, но оставьте его въ покоѣ хотя на то время,
   пока онъ въ колыбели. Орелъ не изобрѣтаетъ искуственныхъ средствъ, чтобъ
   еще въ гнѣздѣ изощрять зрѣніе и ловкость своихъ "птенцевъ, между тѣмъ
   онъ съ необыкновенной высоты, на разстояніи совершенно недоступномъ
   человѣческому глазу, видитъ крошечнаго цыпленка и съ быстротою стрѣлы
   падаетъ на свою добычу. Все это совершенно вѣрно; но при этомъ упуска­
   ютъ изъ виду одно. Нѣкоторыя животныя, и преимущественно низшія, видятъ,
   слышатъ, ощущаютъ и двигаются при первомъ своемъ появленіи на свѣтъ
   такъ же хорошо, какъ и въ зрѣломъ возрастѣ. Между тѣмъ человѣкъ является
   на свѣтъ божій совершенно безпомощнымъ существомъ. Причину такого раз­
   личія легко объяснить. У тѣхъ животныхъ, у которыхъ съ появленіемъ на
   свѣтъ  уже дѣйствуютъ различныя чувства, мы находимъ органы этихъ
   чувствъ въ соотвѣтственномъ развитіи; между тѣмъ у человѣка при рожденіи
   чувства и самые органы совершенно неразвиты и только тогда пріобрѣтаютъ
   способность действовать вполнѣ правильно, когда ихъ упражняютъ надлежа­
   щимъ образомъ. Итакъ, имѣя въ виду это упраженіе, Фребель прежде всего
   вѣшаетъ у колыбели двухмѣсячнаго младенца шерстяной одноцвѣтный мячикъ.
   У Фребеля во всемъ находимъ строгое, научно­философское основаніе,­ такъ и
   въ этомъ случаѣ. Мячикъ, какъ мы знаемъ, имѣетъ видъ шара, а шаромъ за­
   вершаются всѣ очертанія въ неорганической природѣ: самыя огромныя тѣла
   небесныя представляютъ эту форму; шаромъ же начинаются всѣ очертанія
   въ органической природѣ: вся органическая жизнь зарождается          въ видѣ
   органической круглой ячейки. Вотъ почему Фребель первой своей игрушкѣ
   даетъ видъ шара. Мысль давать маленькимъ дѣтямъ круглыя тѣла основа­
   тельна, но конечно, вовсе не потому, что небесныя тѣла и органическія
   ячейки круглы.
        Наравнѣ съ формою ребенокъ замѣчаетъ и цвѣтъ, и такъ какъ въ при­
   родѣ, напр. въ радугѣ, мы видимъ 7 цвѣтовъ (красный, оранжевый, желтый,
   зеленый, іолубой, синій и фіолетовый), Фребель даетъ 7 мячиковъ этихъ цвѣ­
   товъ, что и составляетъ его такъ называемый: первый даръ. Въ радугѣ за­
   мѣчается 7 главныхъ цвѣтовъ, но во фребелевскихъ ящикахъ мы находимъ
   обыкновенно 6 мячиковъ, такъ какъ синій и голубой цвѣтъ только различные
   оттѣнки одного и того же цвѣта. Покупать ихъ стоитъ весьма дорого, между
   тѣмъ не только каждая мать, даже 6­ти—7­ми­лѣтнія дѣти могутъ приго­
   товлять ихъ сами, безъ всякихъ рисунковъ. Для старшихъ дѣтей, если они
   есть въ семьѣ, эта работа чрезвычайно занимательна и полезна тѣмъ, что
   возбуждаетъ въ нихъ доброе чувство трудиться для маленькаго, безпомощнаго
   брата или сестры. Чтобы сдѣлать такой мячикъ, нужно взять старыхъ тря­
   покъ или ваты и обматывать нитками, какъ клубочекъ, стараясь дѣлать его
   какъ можно круглѣе. Когда такой клубочекъ будетъ уже на столько великъ,
   что маленькій ребенокъ можетъ обхватить и удержать        его своими ручей­
   ками, тогда слѣдуетъ закрѣпить конецъ и начать обматывать его шерстью,
   при этомъ шерсть слѣдуетъ закрѣплять въ клубочкѣ со многихъ сторонъ,
   чтобы она не сваливалась. Затѣмъ канвовой иголкой, тою же шерстью, вышить
   мячикъ петлями, прибавляя къ срединѣ число петель, а къ концу захватывая
   двѣ, три и четыре петли вмѣстѣ. Нѣкоторые не обшиваютъ въ петлю мячики,
   а обвязываютъ тамбурной иголкой. Въ послѣднемъ случаѣ мячикъ выходитъ
   плотнѣй, изящнѣй, но для 6­ти—7­ми л. дѣтей первый способъ оказывается
   наиболѣе подходящимъ. Не слѣдуетъ набивать мячикъ чѣмъ нибудь плотнымъ,
   292   293   294   295   296   297   298   299   300   301   302