Page 294 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 294

— 278 —

    дошкольномъ воспитаніи фанатичные поклонники и послѣдователи Фребеля.
    Вмѣсто того, чтобы съ теченіемъ времени исправлять его промахи и распро­
    странять его воспитательныя идеи сообразно съ духомъ новаго времени, уже
    совершенно чуждаго метафизикѣ, схоластикѣ и мистицизму, они развивали
    ихъ въ томъ же духѣ, съ педантическою точностью, предавая проклятію даже
    истинныхъ послѣдователей и доброжелателей Фребеля, если только послѣдніе
    критически относились къ его философскимъ воззрѣніямъ. Эти слѣпые фана­
    тики ничего не хотѣли слышать, видѣли во всякой критикѣ развѣнчаніе авто­
    ритета Фребеля и, не смущаясь насмѣшками, проводили въ педагогическихъ
    органахъ свои одностороннія и нелѣпыя воззрѣнія на систему Фребеля.
         Столько же вреда распространенію фребелевской системы принесло и
    ихъ педантическое требованіе тщательнаго выполненія технической стороны
    дѣла „дѣтскаго сада", безъ чего, какъ они старались доказать устно и пись­
    менно (такъ какъ они для этого читали лекціи и специально для этой цѣли
    издавали журналы), мысль Фребеля совершенно искажается и къ дѣтямъ, по
    ихъ мнѣнію, вмѣсто терпѣнія и усидчивости, какъ о томъ заботился ихъ учи­
    тель, прививаютъ лѣнь, разсѣянность и другіе пороки. Мало того: эти не по
    разуму ретивые поклонники Фребеля, послѣ смерти своего учителя, еще болѣе
    усложняютъ технику „дѣтскаго сада": вмѣсто восьми даровъ, предложенныхъ
   і Фребелемъ, у нихъ является уже болѣе двадцати; переплетаніе бумажныхъ те­
    семокъ, сгибаніе бумаги, выкладываніе спичекъ, лучинъ и колецъ развиваются
    у нихъ въ длинные ряды систематическихъ упражненій, въ цѣлую особую
    науку, которая, если въ нее вполнѣ погрузить ребенка, скорѣе подавить его
    силы, чѣмъ разовьетъ ихъ. Наконецъ, такое детальное изученіе техники
    „дѣтскихъ садовъ" и въ томъ широкомъ объемѣ, въ какомъ это предлагаютъ
    односторонніе послѣдователи Фребеля, совершенно непроизводительная, даже
    и для воспитателей, трата времени, которое они могутъ употреблять съ боль­
    шею пользою, изучая психологію, подготовляя разсказы и бесѣды для дѣтей,
    занимаясь чтеніемъ книгъ по естественной исторіи, что дастъ имъ возмож­
    ность толково и ясно объяснять дѣтямъ окружающія явленія природы и жизни.
         Не менѣе повредила распространенію фребелевскихъ идей и самая форма
    ихъ изложенія: усвоивъ языкъ Фребеля, эти, не по разуму усердные, друзья
    старались держаться его способа выражаться, что они дѣлали, по ихъ объ­
    ясненію, для того, чтобы ученіе Фребеля не утратило духа своего творца.
         Въ самомъ началѣ, когда воспитательныя идеи Фребеля начали прони­
    кать въ общество, оно отнеслось къ нимъ весьма сочувственно, но это было
    въ ту пору, когда самъ Фребель и его ближайшій пріятель, умный, образо­
    ванный, развитой и преданный дѣлу Миддендорфъ, ѣздили по Германіи съ
    цѣлью пропаганды идей „дѣтскаго сада". Но послѣ смерти Фребеля, когда
    на сцену выступили его фанатичные и слѣпые приверженцы, выдвинувшіе
    на первый планъ технику, придававшіе отжившимъ и давно сданнымъ въ
    архивъ туманно­философскимъ и отвлеченнымъ воззрѣніямъ Фребеля перво­
    степенную важность въ . воспитаніи, общество подняло на смѣхъ этихъ рети­

         Friedr. Frobels Entwickelnd­erziehende Menschenbildung als System. Eine umfassende,
   wortgetreue Zusammenstellung von H. Posehe. 3 Theile.
         Friedrieh Frobels Gesammelte p&dagogisehe Sehriftcn, herausgegeben von Dr. Wichard
   Lange Theil II; Aus Frobels Leben und erstem Streben.
        Bedeutung und philosophisehe Giundlage von Frobels Padagogik. Von Dr. P. Lautier.
       1 Arbeitschule—журналъ Зейделя и Шмидта.
         Die Praxis des Kindergartens. Fon August Kohler.
        Das Parodies der Kindheit nach Friedrieh Frobels Gntndsatzen. Fon Lina Morgenstern.
        L'ecole Froebel. Histoire d\m jardin d'enfants. Octavie Masson.
   289   290   291   292   293   294   295   296   297   298   299