Page 295 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 295

— 279 —

   выхъ поклонниковъ, а вмѣстѣ съ ними стало смотрѣть и на фребелевскую
   систему, какъ на нѣчто вредное въ воспитаніи, какъ на нежелательную муш­
   тровку, какъ на нѣмецкій фокусъ­бокусъ, тормозящій свободное развитіе ин­
   дивидуальныхъ свойствъ, и совсѣмъ перестало изучать фребелевскую систему.
        Однако въ послѣднее время положеніе дѣлъ сильно измѣнилось: мало­
   по­малу начинаетъ устанавливаться правильное и разумное отношеніе къ си­
   стемѣ Фребеля: подвергая критикѣ слабыя стороны системы „дѣтскихъ садовъ",
   современные педагоги находятъ въ ней не мало свѣтлыхъ, глубокихъ и разум­
   иыхъ мыслей, и идеи первоначальнаго воспитанія начинаютъ все болѣе рас­
   пространяться. Сознаеіе пользы дѣтскихъ садовъ усиливается въ нѣкоторыхъ
   странахъ настолько, что они изъ частныхъ учрежденій дѣлатотся обществен­
   ными и народными. Въ Австріи, съ 1872 года, „дѣтскій садъ" былъ принятъ
   въ систему государственныхъ учебныхъ заведеній. Въ Швейцаріи такихъ за­
   веденій насчитываютъ уже болѣе 560. По всей Франціи съ этою цѣлью
   устроено множество „ecoles maternelles", а въ послѣднее время эту систему
   уже стали примѣнять и въ заведеніяхъ, нарочно съ этою цѣлью устраивае­
   мыхъ при элементарныхъ общинеыхъ школахъ, называемыхъ „ecoles maternelles
   communales". Въ Лондонѣ существуешь Фребелевское общество, которое упо­
   требляетъ всѣ усилія расширить количество дѣтскихъ садовъ, которыхъ здѣсь
   (въ 1880 г.) было 10, а также подготовить опытныхъ для нихъ руководи­
   тельницъ. Кромѣ того „дѣтскіе сады" существуютъ и въ провинціальныхъ
   городахъ Лнгліи.    Особенно много ихъ въ Америкѣ; въ одномъ Бостонѣ (въ
   1889 г.) ихъ существовало 19. Мало того, три года тому назадъ 14 част­
   ныхъ бостонскихъ дѣтскихъ садовъ принято было въ завѣдываніе обществен­
   наго школьнаго управленія и на ихъ содержаніе ассигнована сумма въ 20,000
   долларовъ. Въ 1871 году и у насъ въ Петербургѣ были основаны курсы,
   подъ названіемъ „Курсы сші. Фребелевскаго Общества" съ спеціальною цѣлью
   подготовить опытныхъ руководительницъ для воспитанія въ дошкольный пе­
   ріодъ. Въ составъ курсовъ входятъ:
         1) Важнѣйшія свѣдѣнія изъ анатоміи, физіологіи и гигіены, какъ ос­
   новы физическаго воспитанія. 2) Важнѣйшія свѣдѣнія изъ психологіи и пе­
   дагогики, какъ основы духовнаго воспитанія. 3) Теорія воспитанія по методѣ
   Фребеля и фребелевскія рукодѣлія. 4) Исторія педагогики. 5) Естественная
   исторія. 6) Физика. 7) Лѣпка. 8) Рисованіе. 9) Пѣніе. 10) Практическія за­
   нятія въ „дѣтскомъ саду". 11) Гимнастика.'
        Для лицъ, неимѣющихъ возможности посѣщать курсы и желающихъ
   самостоятельно подготовиться къ занятіямъ съ дѣтьми до школьнаго возраста
   мы рекомендуемъ прежде всего:      1) „Педагогическую Психологію" Капте­
   рева, а также слѣдующія сочиненія: 2) Preyer. „Die Seele des Kindes"; это
   сочиненіе существуетъ въ прекрасномъ французскомъ переводѣ подъ названіемъ
   „L'arae de Tenfant" par Preyer, traduit par Varigny; 3) Сшисеръ „Умствен­
   ное и физическое воспитаніе"; 4) Perez „Les trois premieres annees de l'en­
   fant", 5) его­же: „L'enfant de trois a sept ans", 6) также „L'education mo­
   rale des le berceau"; 7) Mocco „Страхъ"; 8) Крафтъ­Эбингъ „ Наглъ нервный
   вѣкъ„; 9) Бёме „Воспитаніе сына; 10) Гюйо „Education et heredite" (суще­
   ствуетъ русскій переводъ „Воспитаніе и наслѣдственность" Толстаго; И)
   Сикорскій „Воспитаніе въ возрастѣ перваго дѣтства"; для изученія системы
   Фребеля мы уже указали литературу предмета,—слѣдуетъ также познакомиться
   съ книгами, названными нами въ главѣ „Воспитаніе ума", которыя наведутъ
   воспитателя на множество полезныхъ бесѣдъ съ питомцемъ по поводу окру­
   жающего ребенка міра и его явленій.
   290   291   292   293   294   295   296   297   298   299   300