Page 291 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 291

— 275 —

   возможности построить свою воспитательную систему на психологическихъ
   данныхъ и увлекаясь съ одной стороны философіею, которая носила въ то
   время характеръ метафизическій, съ другой—съ ранней юности склонный къ
   вопросамъ отвлеченны мъ, Фребель даетъ своей воспитательной системѣ фило­\
   софско­метафизическую основу. Вмѣсто того,      чтобы предложенныя занятія,'
   игры, бесѣды, пѣсни объяснять естественными законами и требованіями дѣт­
   ской природы, какъ онъ это дѣлалъ инстинктивно, пріобрѣтая свѣдѣнія о душѣ
   ребенка путемъ чисто эмпирическимъ, посредствомъ личнаго опыта, знаком­
   ства съ громаднымъ количествомъ дѣтей и вслѣдствіе своей изумительно
   тонкой наблюдательности, замѣчательно выдающегося педагогическаго такта
   и громадныхъ педагогическихъ способностей, онъ дѣлаетъ ссылки на міровые
   законы, на туманные философскіе принципы, объясняетъ ихъ многорѣчиво,
  ; отвлеченно, накидывая отъ времени до времени на самыя свѣтлыя мысли, на
   самыя глубокія педагогическія истины, покровъ слащаваго сентиментализма и
   мистицизма. Но какова была сила таланта этого замѣчательнаго педагога,
   видно изъ того, что несмотря на отсутствіе изученія психологіи, изумительное
   знаніе дѣтской души поразитъ каждаго, кто основательно изучитъ его систему.
   Если отбросить его туманныя и отвлеченныя объясненія, скорѣе вызывающая
   улыбку, чѣмъ убѣждающія, то мы придемъ къ заключение, что основа его"")
   системы совершенно здоровая, реальная, вполнѣ совершенная даже и въ
   настоящую минуту и въ высшей степени способствующая развитію физиче­
   скихъ и моральныхъ силъ ребенка въ дошкольный періодъ жизни. Всѣ его"!
   игры, вмѣстѣ взятыя, состоящія изъ сидячихъ занятій и сопровождаемыя
   бесѣдами, а также и подвижныя игры съ пѣснями, преслѣдуютъ въ воспита­
   ніи тѣ­же цѣли, къ которымъ стремятся и нынѣ всѣ мыслящіе психологи и
   педагоги, т. е. къ гармоническому развитію физическихъ и моральныхъ силъ
   ребенка. Фребель съ перваго проявленія' сознанія дитяти находитъ необходи­
   мымъ упражнять его органы внѣшнихъ чувствъ, придаетъ громадное значе­
   ніе его потребности къ движенію; точно также смотрятъ на это и нынѣшніе
   психологи и педагоги. Фребель преслѣдуетъ въ воспитаніи гармоническое раз­
   витіе; находитъ необходимымъ вести паралелльно упражненіе всѣхъ способно­
   стей дитяти; и теперешніе психологи доказываютъ, что моральныя силы
   ребенка имѣютъ тѣсную связь между собой, что воспитаніе тѣла и духа не­
   только вредно одно безъ другаго, но почти немыслимо, такъ какъ исключи­
   тельно одно интеллектуальное или только физическое развитіе весьма опасно
   для всей послѣдующей жизни ребенка. Необходимость начинать воспитаніе
   ребенка гораздо раньше, чѣмъ онъ переступитъ порогъ школы,—тоже подверж­
   дается наиболѣе мыслящими современными педагогами и психологами.
        Тѣмъ не менѣе система „дѣтскаго сада" Фребеля страдаетъ не только
   туманными философскими и метафизическими объяснениями, но и другими
   недостатками и прежде всего излишнимъ развитіемъ техники и черезчуръ
   строгою систематизаціею. Техника несомаѣнно имѣетъ важное значеніе:
   никакое дѣло не пойдетъ успѣшно, если вы не преодолѣете техническихъ
   трудностей. Такъ и въ системѣ Фребеля. Воспитатель, прежде чѣмъ присту­
   пить къ занятіямъ съ ребенкомъ по фребелевской системѣ, долженъ предвари­
   тельно самъ переработать различныя механическія занятія. Только такимъ
   путемъ онъ разовьетъ свою собственную фантазію, ловкость и пріобрѣтетъ
   необходимый навыкъ въ этихъ работахъ; это важно для воспитателя также и
   для того, чтобы не быть слѣпымъ подражателемъ разныхъ рисунковъ, и на­
   конецъ опытность, которую онъ пріобрѣтетъ, серьезно изучивъ механическую
   сторону дѣла, облегчитъ трудъ его дѣтямъ. Лишь при означенномъ условіи
                                                                         18*18*18*18*
   286   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296