Page 287 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 287

— 271 —

   то же время бумагу, матеріалъ несравненно болѣе гибкій и податливый, чѣмъ
   дерево: перегибая ее, вырѣзая, рисуя и прокалывая по ней различныя фи­
   гурки, ребенокъ воспроизводит! окружающій его міръ въ болѣе разнообраз­
   ныхъ и конкретныхъ формахъ, что еще полнѣе, еще рельефнѣе возсоздаетъ
   нередъ нимъ дѣйствительность, заставляетъ его все болѣе наблюдать, все болѣе
   расширять область творчества. Если при первыхъ двухъ дарахъ ребенокъ
   имѣлъ дѣло съ законченною формою, то при послѣдующихъ онъ уже имѣетъ
   полную возможность самостоятельно творить, создавать, постепенно усложнять
   и усовершенствовать самыя разнообразныя свои способности.
        Говорятъ, что дѣти, занимающаяся по методѣ Фребеля, неспособны ни
   одной минуты заняться безъ воспитателя, что въ творчествѣ первая мысль
   принадлежишь ему же.     Мнѣ также часто приходилось слышать отъ многихъ
   матерей, что не смотря на то, что, они ввели въ своихъ дѣтскихъ полную
   систему фребелевскихъ игръ и занятій, дѣти ихъ все­таки жалуются на скуку.
   Другія (и такихъ большинство) доказываюсь, что игры, данныя Фребелемъ,
   на половину не пригодны для русскихъ дѣтей, такъ кавъ эти занятія тре­
   бу ютъ усидчивости и терпѣнія, несоотвѣтственныхъ первому возрасту: меха­
   пизмъ ихъ до того напрягаетъ, а слѣдовательно и подавляетъ всѣ умственныя
   и физическая силы дѣтей, что послѣ такихъ упражненій дѣти устаютъ на
   цѣлый день, становятся вялыми, замѣтно менѣе сообразительными. И дѣй­
   свительпо, молшо видѣть и у насъ, и въ очень многихъ садахъ за границею,
  ]даже въ самой Германіи, отечествѣ этой системы, что фребелевскія работы
  Іне всегда умственно развиваютъ дѣтей. Многіе говорятъ, что результатомъ
  'занятій дѣтей по этой системѣ бываетъ то, что дѣти привыкаютъ смотрѣть
   на физическій трудъ, какъ на безнолезное и скучное времянрепровожденіе, что
   такія дѣти не умѣютъ взять въ руки самаго простаго инструмента, чтобы по­
   чинить какую нибудь сломанную необразовательную вещь или игрушку. Но
   развѣ Фребель, который беретъ для образованія все, что его окружаетъ, могъ
   отрицать инструмента, сразу развивающій многія способности? Если инстру­
   мента не названъ въ числѣ его образовательныхъ игрушекъ, то только по­
   тому, что дѣти, для которыхъ предлагается его метода воспитанія, слишкомъ
   малы и не могутъ владѣть еще никакимъ инструментомъ. Однако, что же все
   это означаетъ? Не справедливы ли тѣ, которые вовсе отвергаютъ методу Фре­
   беля, опираясь или на личныя наблюденія ея плохихъ результатовъ, или на
   томъ предположены, что метода Фребеля изобрѣтена нѣмцемъ для своихъ
   дѣтей, которыя находятся при другихъ условіяхъ, при другой житейской об­
   становкѣ. Во всемъ этомъ, безъ сомнѣнія, много правды. Механическія за­
   нятія, не сопровождаемыя занимательными бесѣдами изъ окружающей жизни,
   могутъ лишь односторонне развивать ребенка. Мало хорошо выполнить руч­
   ную работу, нужно показать ребенку и то значеніе, какое имѣетъ данный
   ему матеріалъ въ примѣненіи къ жизни. Вмѣстѣ съ развитіемъ мышцъ и
  органовъ дитяти, т. е. съ развитіемъ физическимъ, никогда не перевѣшивая
  одно другаго, должно идти и умственное развитіе ребенка, о которомъ мы
   говорили выше.
        Скажемъ теперь нѣсколько словъ противъ слѣдующихъ возражений: 1)
  что Фребель—нѣмецкій педагогъ, и слѣдовательно не годится заниматься по
  его методѣ съ русскими дѣтьми; 2) что онъ узкій систематизаторъ, занятія
  его или только механическія, или обращаются въ области        чисто внѣшнихъ
  впечатлѣній, чисто внѣшняго развитія разныхъ мелкихъ чувствицъ, сентимен­
  тальныхъ отношеній къ природѣ и къ людямъ. Въ опроверженіе укажемъ
  хотя на нѣкоторые факты. Дѣти, побывавшія въ дѣтскомъ саду Келлера въ
   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291   292