Page 282 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 282

ГлаваГлаваГлаваГлава XII.XII.XII.XII. СистемаСистемаСистемаСистема ФреОеля.ФреОеля.ФреОеля.ФреОеля.


   Развитіе идей о дошколъноит. воспитаніи.—Система Фребеля.—Ея достоинства и недостатки.—
                        Въ чемъ состоптъ главная заслуга Фребеля.


         Многіе считаютъ Фребеля не только творцомъ новой системы „дѣтскихъ
   садовъ", но вполнѣ убѣждены въ томъ, что онъ первый внесъ въ общество
   сознаніе необходимости еще до школы развивать физическія и моральный
   силы дѣтей. Но это не вѣрно: мысль о томъ, что физическія силы ребенка
   слѣдуетъ укрѣплять съ момента его рожденія, а моральныя—съ перваго про­
   явленія въ немъ сознанія, существовала издавна. Не Фребель внесъ въ созна­
   ніе общества и понятіе о томъ, что для дѣтей дошкольнаго возраста необ­
   ходима дѣятельность, соотвѣтственная ихъ силамъ, что иначе они скучаютъ, пре­
   даются вреднымъ шалостямъ, излѣниваются, тупѣютъ нравственно и умственно.
   УжеПлатонъ и Аристотель придавали огромное значеніе дѣтскимъ играмъ. Пла­
   тонъ признавалъ вліяніе игръ на послѣдующую судьбу человѣка столь значи­
   тельным^ что считалъ государство обязаннымъ обратить на это серьезное
   вниманіе и отвести для нихъ опредѣленныя мѣста. Онъ доказывалъ, что въ
   играхъ, скорѣе чѣмъ въ чемъ нибудь, сказывается дѣтскій характеръ, что
   онѣ даютъ воспитателю возможность направлять ихъ по своему усмотрѣнію и
   развивать множество полезныхъ навыковъ. Аристотель находилъ полезнымъ,
   чтобы дѣти въ своихъ играхъ воспроизводили явленія человѣческой жизни.
        Итакъ мысль о важномъ значеніи дѣтскихъ игръ существовала уже въ
   дохристіанскій періодъ; во времена же болѣе къ намъ близкія она высказы­
   вается уже несравненно рельефнѣе.
        Амосъ Коменскій настаиваетъ на томъ, чтобы ребенка воспитывали съ
   перваго момента пробужденія въ немъ сознанія, и указываетъ, какія полезныя
   свѣдѣнія можетъ онъ почерпнуть посредствомъ игръ.
        Локкъ еще опредѣленпѣе высказывается по этому поводу. Онъ протестуетъ
   противъ роскоши, великолѣпія и разнообразія игрушекъ, утверждая, что онѣ
   служатъ къ развитію неустойчивости, непостоянства, прививаютъ потребность
   въ частыхъ перемѣнахъ, развиваютъ недовольство, требовательность, тщеславіе,
   хвастовство и множество другихъ порочныхъ склонностей. Онъ утверждаетъ,
   что только тѣ игрушки полезны и доставляютъ дѣтямъ чистое наслажденіе,
   которыя самостоятельно изобрѣтены ими.
        У Несталоцци даже устроенъ былъ классъ, куда принимали дѣтей отъ
   шестилѣтняго возраста, называемый „Kinder­Klasse": въ немъ не существо­
   вало еще полнаго обученія, но введены были хоровое пѣніе, гимнастическія
   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287