Page 278 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 278
— 262 —
ніи. При этомъ вы можете объяснить ребенку (что ясно уже и изъ опыта),
что магнита и черезъ другія тѣла можетъ притягивать предметы; при этомъ
можно показать множество опытовъ, которые доставятъ ребенку большое
удовольствіе.
29) Какъ повѣсить ключъ на нарисованный гвоздь. — На листѣ бумаги
рисуютъ гвоздь и привѣшиваютъ эту бумагу въ уголокъ комнаты, гдѣ уже
напередъ помѣщенъ магнитъ; затѣмъ къ бумагѣ подносятъ ключъ, и если
магнитъ довольно великъ, то онъ не дастъ упасть ключу.
30) Пусть ребенокъ опустить въ веду маленькую, сухую губку; губка увели
чится въ объемѣ, разбухнетъ. Почему? Потому что вода наполнила болыпія
дырбчки губки: прежде, когда губка была суха, стѣнки этихъ дырочекъ
близко лежали другъ къ другу, а теперь, когда вода проникла въ нихъ, онѣ
раздвинулись. При этомъ можно указать и на скважность другихъ тѣлъ, менѣе
замѣтную для ребенка съ перваго раза. Напишите при немъ что нибудь чер
нилами и тотчасъ заставьте его притиснуть написанное пропускной бумагою.
Написанное станетъ сухо, и чернила не размажутся по бумагѣ. Заставьте
его наложить обыкновенную писчую бумагу, и на написанномъ листкѣ разма
жутся чернила. Почему? Потому что писчая бумага гораздо плотнѣе пропуск
ной, и чернила не проникаютъ въ ея скважины, какъ въ скважины про
пускной бумаги. Когда на окнѣ таетъ вода, на нее кладутъ полотенце, что
бы вода не стекла на полъ; рамы и двери въ сырую погоду запираются
туже, чѣмъ въ сухую; новое ведро течетъ, но когда въ немъ постоитъ вода,
течь уничтожается; сухой горохъ, политый водою, постоявъ, такъ сильно
разбухаетъ, что его выпираетъ изъ банки. Все это отъ того, что вода про
никаетъ въ ихъ поры.
31) Сыпьте въ стаканъ съ водою соль и мѣгаайте ее до тѣхъ поръ,
пока соль въ водѣ уже не будетъ болѣе расходиться. Когда въ водѣ такъ
много соли, то она совершенно ею насытится, и соль понемногу начнетъ
осѣдать на дно. На другой день вы замѣтите, что соль осѣла изъ воды въ
видѣ правильныхъ четвероугольныхъ кубиковъ; такія правильныя тѣла на
зываются кристаллами. Тоже можно сдѣлать съ селитрою, квасцами, съ же
лѣзнымъ и мѣднымъ купоросомъ. Замѣтимъ, что мѣдный купоросъ ядовитъ,
и его не надо давать въ руки дѣтямъ. Изъ чего и когда образуются кри
сталлы? Они образуются изъ жидкости, насыщенной солью, квасцами, селит
рою, и проч. Когда вода испаряется, уходя въ воздухъ, частички соли, се
литры и проч. соединяются въ правильныя фигурки различнаго вида.
32) Сдѣлайте корзиночку, коронку или крестъ изъ тоненькихъ прово
локъ или изъ прутиковъ. Каждую проволоку или прутикъ обмотайте шерстью;
потомъ сдѣланную вами вещь погрузите въ сосудъ, наполненный растворомъ
соли, или селитры, квасцовъ и проч., но такъ, чтобы растворъ совсѣмъ по
крывалъ ее. Лучше всего привязать вещь на палочку, которую нужно поло
жить на края сосуда; потомъ поставьте сосудъ въ тепломъ и сухомъ мѣстѣ,
гдѣбы его никто не тревожилъ. Черезъ сутки можно уже вынуть вещь, и она
будетъ сплошь покрыта кристаллами, точно усѣяна драгоцѣнными камнями.
Квасцы слѣдуетъ распускать въ горячей водѣ; ихъ кристаллы красивѣе, чѣмъ
кристаллы соли. Самые красивые кристаллы выходятъ изъ раствора мѣднаго
купороса; но, какъ мы сказали, надо наблюдать, чтобы дѣти не брали купо
роса въ руки, или, взявъ и разсмотрѣвъ, тотчасъ ихъ омывали.
33) Держать кольцо на сожженной ниткѣ.— Сначала хорошенько вымо
чите нитку въ растворѣ соли; когда она высохнетъ, надѣньте на нее какое