Page 278 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 278

— 262 —

   ніи. При этомъ вы можете объяснить ребенку (что ясно уже и изъ опыта),
   что магнита и черезъ другія тѣла можетъ притягивать предметы; при этомъ
   можно показать множество опытовъ,       которые доставятъ ребенку большое
   удовольствіе.
         29) Какъ повѣсить ключъ на нарисованный гвоздь. — На листѣ бумаги
   рисуютъ гвоздь и привѣшиваютъ эту бумагу въ уголокъ комнаты, гдѣ уже
   напередъ помѣщенъ магнитъ; затѣмъ къ бумагѣ подносятъ ключъ, и если
   магнитъ довольно великъ, то онъ не дастъ упасть ключу.
         30) Пусть ребенокъ опустить въ веду маленькую, сухую губку; губка увели­
   чится въ объемѣ, разбухнетъ. Почему? Потому что вода наполнила болыпія
   дырбчки губки:    прежде, когда губка была суха, стѣнки этихъ дырочекъ
   близко лежали другъ къ другу, а теперь, когда вода проникла въ нихъ, онѣ
   раздвинулись. При этомъ можно указать и на скважность другихъ тѣлъ, менѣе
   замѣтную для ребенка съ перваго раза. Напишите при немъ что нибудь чер­
   нилами и тотчасъ заставьте его притиснуть написанное пропускной бумагою.
   Написанное станетъ сухо, и чернила не размажутся по бумагѣ. Заставьте
   его наложить обыкновенную писчую бумагу, и на написанномъ листкѣ разма­
   жутся чернила. Почему? Потому что писчая бумага гораздо плотнѣе пропуск­
   ной, и чернила не проникаютъ въ ея скважины, какъ въ скважины             про­
   пускной бумаги. Когда на окнѣ таетъ вода, на нее кладутъ полотенце, что­
   бы вода не стекла на полъ; рамы и двери въ сырую погоду запираются
   туже, чѣмъ въ сухую; новое ведро течетъ, но когда въ немъ постоитъ вода,
   течь уничтожается; сухой горохъ,     политый водою,    постоявъ, такъ сильно
   разбухаетъ, что его выпираетъ изъ банки. Все это отъ того, что вода про­
   никаетъ въ ихъ поры.
        31) Сыпьте въ стаканъ съ водою соль и мѣгаайте ее до тѣхъ поръ,
   пока соль въ водѣ уже не будетъ болѣе расходиться. Когда въ водѣ такъ
   много соли, то она совершенно ею насытится, и соль понемногу начнетъ
   осѣдать на дно. На другой день вы замѣтите, что соль осѣла изъ воды въ
   видѣ правильныхъ четвероугольныхъ кубиковъ; такія правильныя тѣла на­
   зываются кристаллами. Тоже можно сдѣлать съ селитрою, квасцами, съ же­
   лѣзнымъ и мѣднымъ купоросомъ. Замѣтимъ, что мѣдный купоросъ ядовитъ,
   и его не надо давать въ руки дѣтямъ. Изъ чего и когда образуются кри­
   сталлы? Они образуются изъ жидкости, насыщенной солью, квасцами, селит­
   рою, и проч. Когда вода испаряется, уходя въ воздухъ, частички соли, се­
   литры и проч. соединяются въ правильныя фигурки различнаго вида.
        32) Сдѣлайте корзиночку, коронку или крестъ изъ тоненькихъ прово­
   локъ или изъ прутиковъ. Каждую проволоку или прутикъ обмотайте шерстью;
   потомъ сдѣланную вами вещь погрузите въ сосудъ, наполненный растворомъ
   соли, или селитры, квасцовъ и проч., но такъ, чтобы растворъ совсѣмъ по­
   крывалъ ее. Лучше всего привязать вещь на палочку, которую нужно поло­
   жить на края сосуда; потомъ поставьте сосудъ въ тепломъ и сухомъ мѣстѣ,
   гдѣ­бы его никто не тревожилъ. Черезъ сутки можно уже вынуть вещь, и она
   будетъ сплошь покрыта кристаллами, точно усѣяна драгоцѣнными камнями.
   Квасцы слѣдуетъ распускать въ горячей водѣ; ихъ кристаллы красивѣе, чѣмъ
   кристаллы соли. Самые красивые кристаллы выходятъ изъ раствора мѣднаго
   купороса; но, какъ мы сказали, надо наблюдать, чтобы дѣти не брали купо­
   роса въ руки, или, взявъ и разсмотрѣвъ, тотчасъ ихъ омывали.
        33) Держать кольцо на сожженной ниткѣ.— Сначала хорошенько вымо­
  чите нитку въ растворѣ соли; когда она высохнетъ, надѣньте на нее какое­
   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283