Page 273 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 273

— 257 —

   который былъ въ холодной водѣ, онъ почувствуетъ жаръ, а въ томъ, который
   былъ въ очень теплой водѣ,—холодъ.
        Этотъ немудрый опытъ дастъ вамъ поводъ объяснить ребенку, какъ
   обманчивы бываютъ иногда ощущенія. При этомъ ему можно показать еще
   слѣдующее: сдѣлайте маленькій шарикъ изъ воску или хлѣба, и пусть онъ,
   положивши средній палецъ на указательный, катаетъ шарикъ между кончи­
   ками этихъ пальцевъ: тогда ему покажется, что онъ катаетъ не одинъ, а два
   шарика.
        2) Вырѣжьте изъ твердой бумаги кружокъ, па одной сторонѣ котораго
   нарисуйте клѣтку, а на другой—птичку въ обратномъ положеніи. Къ обѣимъ
   сторонамъ кружка придѣлайте ниточки и посредствомъ ихъ вертите скоро
   кружокъ. ІІри быстромъ верченіи вамъ будетъ казаться, что птичка сидитъ
   въ клѣткѣ. Или съ одной стороны такого­же кружка нарисуйте ноги, а съ
   другой—въ ооратномъ положеніи туловище съ головой. Когда будете вертѣть
   кружокъ, то увидите цѣлаго человѣка. Такъ можно рисовать на разныхъ
   сторонахъ колеса и кузовъ кибитки, кошку и мышку, палочку прямо и
   иоперегъ (чтобы вышелъ крестъ) и проч.
        3) Для того, чтобы еще ближе познакомить ребенка съ зрительными впеча­
   тлѣніями, возьмите раскаленный уголь щипцами и описывайте передъ ребен­
   комъ круги; ему будетъ казаться, что передъ нимъ огненный кругъ. Отчего­же
   раскаленный уголь, когда мы его вертимъ, представляется намъ огненнымъ
   кругомъ? Глазъ нашъ, получивъ разъ впечатлѣніе, сохраняетъ его нѣсколько
   мгновеній, хотя бы предмета, который былъ причиною этого впечатлѣнія,
   исчезъ или передвинулся. Оттого­то, при быстромъ движеніи угля, всѣ точки,
   съ которыхъ онъ виденъ,     сливаются въ одну непрерывную линію. Съ этой
   цѣлыо можно также купить дѣтямъ волчокъ съ мѣняющимися цвѣтами (такіе
   волчки продаются во всѣхъ игрушечныхъ лавкахъ). Въ него также вставляютъ
   различныя изогнутыя проволоки, представляющія половинныя очертанія раз­
   ныхъ предметовъ. При верченіи вы видите ограниченные плоскостями пред­
   меты, напр. рюмку, вазу, тарелку, смотря по тому,        какъ изогнута про­
   волока.
        4) Купите стеклянную призму. Завѣсьте окно въ комнатѣ, оставивъ
   небольшое отверстіе для солнечнаго свѣта. На свѣтъ поставьте призму; она
   будетъ показывать семь цвѣтовъ радуги. Кромѣ того, обращая призму, вы
   доставляете дѣтямъ большое удовольствіе, потому что въ это время радужные
   цвѣта бѣгаютъ по стѣнѣ, по потолку и т. п.
        5) Въ горлышко пустой бутылки вставьте воронку,       напередъ обмотавъ
   ея узкій конецъ нитками, чтобы она плотно входила въ бутылку, не про­
   пуская воздуха; потомъ налейте въ воронку воды. Вода не польется въ бу­
   тылку, воздухъ ея не пуститъ; но чуть ослабите воронку, вода тотчасъ по­
   льется въ бутылку.— Отчего вода не льется, когда воронка плотно воткнута
   въ бутылку? Отчего она полилась, когда ослабили воронку?­—Въ послѣднемъ
   случаѣ вода будетъ выгонять изъ бутылки воздухъ, который теперь можетъ
   пройти между стѣнками воронки и бутылки.
        6) Обрѣжьте съ обоихъ концовъ гусиное перышко, воткните его однимъ
   концомъ въ пластинку сыраго картофеля, чтобы внутри пера остался кусо­
   чекъ. Потомъ возьмите палочку и на одномъ концѣ немного обмотайте ее
   нитками и всуньте въ перо, какъ поршень. Когда вы начнете напирать этой
   палочкой въ перо, то кусочекъ картофеля съ шумомъ выскочитъ изъ пера.
        Отчего выскочилъ картофель? Почему при этомъ былъ шумъ? Потому
   что сдавленный воздухъ быстро расширяется. А если вы конецъ этого перышка
                                                                          17171717
   268   269   270   271   272   273   274   275   276   277   278