Page 270 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 270

— 254 —

   иаблюденіями онъ можетъ узнать, что такое вѣтеръ, какое значеніе играетъ
   онъ въ природѣ и его назначеніе. Вотъ подулъ сильный вѣтеръ. Укажите
   ребенку, какъ закружилось и понеслось въ это время въ воздухѣ множество
   Пыли, песку и всякаго сору. Смотрите, сколько крошечныхъ крылатыхъ насѣ­
   комыхъ прилетѣло къ вамъ на письменный столь. Однако они не двигаются.
   Ба! да это сѣмячки различныхъ деревьевъ! А какъ они похожи на мотыль­
   ковъ! Опять рванулъ вѣтеръ, —и всѣ эти сѣмячки поцнялись надъ вашей го­
   ловой и понеслись далеко, далеко; то опускаются они внизъ и падаютъ на
   землю, то въ лужи, въ озера, въ песокъ, то, взлетѣвъ очень высоко, сядутъ
   на деревья, на развалившіеся дома, на колокольни. Сѣмена, которыя попали
   въ голый песокъ, на деревья, въ озера, безъ сомнѣнія погибнутъ; отъ дру­
   гихъ­же можетъ родиться красивое молодое деревцо. На старыхъ зданіяхъ,
   на голыхъ скалахъ, на высокихъ башняхъ дерево можетъ вырости потому,
   что вѣтеръ успѣлъ уже нанести туда довольно песку, пыли, сѣмянъ разныхъ
   травъ, которыя, сгнивши, подготовили землю. Еще подулъ вѣтеръ и принесъ
   сюда сѣмечко, которое и зародило деревцо.
        Какъ въ механическихъ занятіяхъ всѣ эти лучинки, кубики останутся
   мертвымъ матеріаломъ, если вы не укажете, какъ ихъ употреблять, такъ и
   и здѣсь; если вы не укажете, какъ и что именно, положимъ, хотя въ де­
   ревьяхъ, слѣдуетъ наблюдать, ребенокъ не замѣтитъ самыхъ выдающихся и
   характерныхъ чертъ въ предмегѣ. Это очень легко понять: всѣ мы не только
   видѣли болѣе извѣстныя породы деревьевъ, болѣе встрѣчаемые виды цвѣтовъ,
   но даже въ школахъ изучали ботанику, между тѣмъ не знаемъ ни одного
   дѣйствительнаго, живаго признака того, или другаго растенія, а это потому,
   что прежде мы не дѣлали самостоятельныхъ наблюденій. Чтобы умѣть дѣлать
   такія наблюденія, нужно еще въ дѣтствѣ пробудить чувство ребенка, дать
   извѣстное направленіе его мысли. Если вы съумѣли, какъ должно, въ этомъ
   направить ребенка, онъ далеко опередитъ васъ въ наблюденіяхъ; пользуясь
   проницательностью его, вы и сами можете подновить свои знанія и въ свою
   очередь дать ему усвоить что нибудь полезное. Ни по одному предмету нѣтъ
   такъ много популярныхъ пособій, не выработано такъ много хорошихъ пе­
   дагогическихъ пріемовъ, какъ въ области естествознаніи, а именно—по бота­
   никѣ, зоологіи и въ недавнее время и по мипералогіи. Лучшимъ и популяр­
   нѣйшимъ пособіемъ къ знакомству съ деревьями можетъ служить переве­
   денное у насъ сочиненіе Росмесслера „Лѣсъ", но еще болѣе подходящая для
   этой цѣли, превосходная и талантливая книга Кайгородова „Бесѣды о рус­
   скомъ лѣсѣ", 1­я и 2­я серія; по ботаникѣ и зоологіи—сочиненія Любена,
   ботаника котораго у насъ хорошо переработана Бекетовымъ, а зоологія Сентъ­
   Илеромъ и превосходные разсказы Богданова ^Мірскіе захребетники". Изъ
   научныхъ руководствъ лучшее: руководство для чтенія воспитателямъ— „Жизнь
   Животныхъ" Брэма и его же о птицахъ, по минералогіи укажемъ на книгу
   Герда; для знакомства съ насѣкомыми—картины изъ жизни насѣкомыхъ А.
   Ганике.
        Всѣ эти книги очень полезны для воспитателей, но нужно помнить, что
   съ 5 —7­ми лѣтними дѣтьми можно говорить только о томъ, что они видятъ
   передъ собою, и надъ чѣмъ могутъ безпрепятственно дѣлать свои наблюденія.
   Слѣдовательно придется указывать имъ на самыя извѣстныя породы деревьевъ
   и растеній,   находящихся на русской почвѣ.       Пользуясь знаніями, изло­
   женными въ упомянутыхъ книгахъ, обратитесь къ нашей природѣ.             Она,
   конечно, играетъ важную роль, особенно въ жизни нашего простолюдина.
   Избравши какое нибудь дерево, нарисуйте ребенку, отъ времени до времени,
   265   266   267   268   269   270   271   272   273   274   275