Page 267 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 267

— 251 —

   листья того растенія, на которомъ онѣ найдены, нужно всегда имѣть свѣжую,
   опять таки стараясь какъ можно меньше тревожить ихъ руками:             иначе
   много ихъ гибнетъ. Если нашли какую­нибудь личинку, зарытую въ землѣ,
   то ей въ ящикъ на дно нужно посыпать земли и песку и, разумѣется, тоже
   класть и листики. Эти наблюденія даютъ поводъ ко множеству бесѣдъ съ
   дѣтьми. Кромѣ того, какое полезное для нихъ занятіе! Какъ при этомъ при­
   вязываются они къ природѣ, сколько чистой радости они испытываютъ, когда,
   напримѣръ, услышатъ легкій шумъ крыльевъ бабочки о стѣнки коробки!
   Эти наблюденія они могутъ дѣлать, въ какомъ­бы положеніи ни находились.
   Если и лѣтомъ они должны жить въ городѣ, то хотя нѣсколько разъ все­
   таки могутъ выргаться въ поле или побывать въ какомъ нибудь саду. Послѣ
   одного лѣта тутъ ребенокъ хорошо усвоитъ: всѣ фазы развитія и превраще­
   нія бабочки, узнаетъ пищу многихъ личинокъ; запомнить примѣты, по кото­
   рымъ можно узнать, что изъ яичекъ скоро выйдутъ личинки, что бываетъ съ
   личинками, когда приходитъ имъ время окукляться; какой видъ имѣютъ ку­
   колки, въ какомъ положеніи онѣ находятся; бываетъ ли съ ними какая ни­
   будь перемѣна нередъ превращеніемъ въ бабочку?
        7) Пусть ребенокъ изъ влажной глины устроитъ горку, на которой
   пальцемъ сдѣлаетъ нѣсколько ямочекъ. Въ эти ямочки нужно насыпать влаж­
   наго песку. Одновременно слѣдуетъ въ продолженіи нѣсколькихъ часовъ раз­
   мачивать сѣмена кресъ­салата. Потомъ вдавливать ихъ въ ямочки, гдѣ насы­
   панъ песокъ. Горку эту можно поставить на тарелку и поливать теплою
   рѣчною водой, въ которую брошено нѣсколько извести. Черезъ нѣсколько
   дней дѣти увидятъ прекрасную горку зелени. Это занятіе необыкновенно ра­
   дуетъ дѣтей; особенно пріятно оно зимой, когда глазъ давно не видѣлъ освѣ­
   жающей зелени. Оно тоже вызываетъ много полезныхъ вопросовъ и бесѣдъ.
   Чудная зелень такъ же скоро увядаетъ. какъ скоро выросла. Отчего она такъ
   быстро завяла? Выдерни, посмотри корешокъ. Отчего онъ такъ малъ и слабъ?
   А гдѣ для него была бы болѣе питательная почва?
        8) Яблоки еще на деревьяхъ: они не совсѣмъ созрѣли... Выберите изъ
   нихъ болѣе красивое и, не срывая его съ дерева, налѣпите на немъ какую
   нибудь восковую фигуру: звѣздочку, банку съ деревцомъ и т. п. на той
   сторонѣ яблока, которая обращена къ солнцу, т. е. на той, которая потомъ
   бываетъ румяною. При этомъ остерегайтесь повредить черегаокъ, чтобы не
   помѣшать дальнѣйшему росту яблока. Отъ времени до времени нужно по­
   сматривать, цѣлъ ли воскъ на яблокѣ, и если свалился,—то его нужно во­
   зобновить. Когда яблоки созрѣютъ, снимите воскъ: мѣста, которыя были имъ
   покрыты, остались бѣлыми или зеленоватыми,        между тѣмъ, какъ вся сто­
   рона зарумянилась. Такимъ образомъ яблоко у насъ вышло          съ хорошень­
   кимъ рисункомъ.—Отчего отпечатался здѣсь рисунокъ? Что же съ яблокомъ
   дѣлаетъ солнце?
         9) Если хотите засушить букетъ цвѣтовъ въ его натуральномъ видѣ,
   поступайте такимъ образомъ. Возьмите какой нибудь ящичекъ и, придержи­
   вая букетъ снизу, посыпайте его легонько мелкимъ, сухимъ пескомъ, пока
    букетъ не будетъ имъ совершенно засыпанъ. Потомъ поставьте ящикъ на
    солнце или въ умѣренно вытопленную печь, и пусть онъ стоитъ тамъ, пока
    букетъ не засохнетъ. Потомъ, какъ можно осторожнѣе, высыпайте песокъ изъ
    ящика; такимъ образомъ вы получпте сухой, но цѣльный букетъ.
         10) Возьмите увядающій цвѣтокъ и, если хотите его оживить, опустите
    треть длины его стебля въ кипятокъ. Когда вода начнетъ остывать, цвѣ­
   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272