Page 262 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 262

— 246 —

   съ нимъ въ продолжевіи двухъ, трехъ лѣтнихъ вакацій, а затѣмъ въ слѣ­
   дующіе года пусть ребенокъ лишь подъ руководствомъ воспитателя, но уже
   болѣе самостоятельно, занимается этимъ клочкомъ земли. На этихъ грядкахъ
   слѣдуетъ посѣять и посадить все, что только дозволяетъ климатъ, почва и
   возможность: сѣмена ржи, овса, пшеницы, ячменя, гречихи, картофеля, бо­
   бовъ, гороху, различныхъ цвѣтовъ, морковь, рѣпу и т. п. Ребенокъ долженъ
   самъ поливать свои грядки, когда слѣдуетъ, выпалывать ненужную траву, для
   гороха, бобовъ и различныхъ цвѣтовъ устраивать подпорки, если нужно, под­
   вязывать ихъ на колышки, и прежде всего ежедневно замѣчать, насколько
   подросло то или другое растеніе, насколько измѣнился его видъ сравнительно
   съ тѣмъ, чѣмъ оно было на прошлой недѣлѣ, мѣсяцъ тому назадъ и т. п.
   Но ребенокъ вовсе не долженъ спеціализироваться надъ своими грядками:
   воспитательница должна водить его на поля и луга,—пусть и тамъ наблю­
   даетъ растенія; если онъ кайдетъ гдѣ нибудь такія, какія растутъ у него на
   грядкахъ, пусть сравниваетъ, гдѣ онѣ лучше растутъ.
        Ребенка слѣдуетъ познакомить также съ сельскими работами: съ обра­
   боткою поля, съ посѣвомъ, жатвою, косьбою, уборкою сѣна; при этомъ за­
   ставьте его хорошенько осмотрѣть плугъ, борону, объясните цѣль и значеніе
   того и другаго орудія, разуыѣется, самьшъ элементарнымъ образомъ. Пусть
   ребенокъ подолгу останавливаете вниманіе на всѣхъ работахъ и смотритъ,
   какъ и что дѣлается; но одинъ, два раза посмотрѣть на такія работы не
   имѣетъ смысла: нужно стараться настолько заинтересовать ребенка всѣмъ
   этимъ, чтобы его часто тянуло узнать, подвинулось ли дѣло впередъ на лугу
   или въ полѣ. При этомъ слѣдуетъ облегчить ребенку знакомство съ рабочими,
   чтобы онъ имѣлъ возможность самостоятельно задавать имъ вопросы относи­
   тельно ихъ работы и жизни.
        Пусть ребенокъ осматриваетъ гнѣзда птицъ, замѣчаетъ ихъ форму и
   цвѣтъ, матеріалъ, изъ котораго они устроены, на деревѣ они свиты, въ кустар­
   никѣ или подъ крышею дома и какой именно птицѣ принадлежите то или
   другое гнѣздо. Пусть прислушивается, какъ птенчики пищатъ, присматривается,
   какъ высовываютъ они изъ гнѣздъ свои головки, какъ прилетаете мать кор­
   мить ихъ, какъ они ее встрѣчаютъ. Если ребенокъ найдетъ птенчика, выпав­
   шаго изъ гнѣзда, пусть выкармливаете его, приручаете, заботится о немъ.
   То же самое относительно другихъ животныхъ: зайчиковъ, бѣлокъ, кроликовъ,
   кошекъ, собакъ, галокъ, воронъ, воробьевъ. Забота о животныхъ и прируче­
   ніе ихъ въ высшей степени содѣйствуютъ развитію состраданія и даютъ воз­
   можность ребенку близко познакомиться съ нравами и жизнію животныхъ.
   Гдѣ возможно, пусть ребенокъ почаще ходитъ на скотный дворъ, наблюдаетъ
   коровъ, телятъ, лошадей, свиней, гусей, куръ, утокъ, индѣекъ.
        А какой безконечно­громадный міръ для наблюденія представляетъ лѣсъ!
   Тута различныя деревья, кустарники, папоротники, мхи, грибы, ягоды, цвѣты,
   трава, насѣкомыя, муравьиныя кучи. Тутъ и конца нѣтъ для бесѣдъ! Гдѣ
   возможно, пусть ребенокъ осматриваетъ садовыя работы. Пользуйтесь удоб­
   нымъ случаемъ сводить ребенка на водяную мельницу, на рыбную ловлю
   сѣтями, на постройку моста, изгороди, колодца, дома, избы, сарая, къ печ­
   нику, когда онъ кладете печку. Во время гулянья ребенокъ не долженъ ни­
   чего оставлять безъ вннманія: встрѣтится по дорогѣ камень, пусть съ вашею
   помощью свернете его съ мѣста, покопаете подъ нимъ землю прутикомъ и,
   вѣроятно, дождевой червякъ не заставите себя ждать. На берегу рѣки, озера
   или моря ребенокъ долженъ собирать камешки, раковинки, наблюдать волны,
   теченіе, цвѣтъ воды.
   257   258   259   260   261   262   263   264   265   266   267