Page 257 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 257

— 241 —

   чтобы въ тяжелый мииутьг жизни умѣть забываться въ трудѣ, а это помо­
   жетъ ему легче переносить горе, тяжкія утраты и жизненныя неудачи, безъ
   которыхъ немыслима жизнь разумнаго существа.
         При растлѣвающемъ вліяніи современнаго общества, при бѣдности нашей
   /житейской обстановки, необходимо найти для дѣтскихъ игръ и занятій мате­
  / ріалъ, имѣющій обще­человѣческій смыслъ. Дѣтямъ, пріученнымъ съ первыхъ
   лѣтъ тяготиться праздностію, любить и уважать простой трудъ, не придется
   объяснять того, что и подъ сермягою, и подъ рубищемъ бьется такое же че­
   ловѣческое сердце, какъ и подъ тончайшимъ сукномъ.
         По новѣйшимъ требованіямъ педагогики, правила для воспитанія нельзя
   сочинять по личному усмотрѣнію: ихъ слѣдуетъ брать изъ природы дитяти,
   вникая какъ въ сущность каждой его способности, такъ и въ условія его
   обстановки. Наблюдая природу дитяти, мы находимъ, что жизнь его прохо­
   дить: 1) въ игрѣ, 2) въ занятіяхъ, въ которыхъ онъ подражаетъ старшимъ.
   |взявъ для этого матеріалъ, находящейся у него подъ руками и 3) въ посте­
   Іиенномъ усовершенствовали органовъ внѣшнихъ и внутреннихъ чзгвствъ.
   Безъ учасгія воспитателя, безъ его умѣнья остановиться на характерныхъ
   свойствахъ дитяти и дать имъ надлежащій толчекъ и направленіе, живость
   впечатлѣній, творчество и другія психическія способности вянутъ и глохнутъ.
   Что касается занятій дѣтей и ихъ игръ, то онѣ, если воспитатель не дастъ
   имъ надлежащаго     направленія, будутъ отражать лишь       внѣшнюю сторону
   узкой семейной жизни, что скорѣе притупляетъ свѣжее дѣтское чувство, чѣмъ
   развиваетъ его.
         Давая дѣтямъ матеріалъ для ихъ занятій и игръ, нужно имѣть въ виду
   развитіе трудолюбія и бодраго, живаго, веселаго настроенія духа, а также
   творчества, мислительныхъ способностей, эстетическаго вкуса и интереса къ
   окружающему. Достигнуть этихъ цѣлей, не усовершенствуя органы внѣшнихъ
    чувствъ,— невозможно. Забота о воспитаніи ума должна прежде всего заклю­
   чаться въ усовершевствованіи органовъ внѣшнихъ чувствъ и въ воспитаніи
    процесса представленій;   о первомъ мы уже говорили достаточно, второе
   должно заключаться въ умѣньи наблюдать. Въ способность наблюденія должно
   входить: заиоминаніе наблюдаемаго, умѣнье отличить въ наблюдаемомъ суще­
    ственное отъ менѣе существеннаго, навыкъ сравнивать одни признаки съ дру­
    гими и привычка дѣлать изъ нихъ правильныя заключенія и выводы. „Умѣнье
    наблюдать", говорить одинъ изъ талантливѣйшихъ современных!, нашихъ педа­
    гоговъ и психологовъ г. Каптеревъ, „включаетъ довольно важные умственные
    элементы: запоминаніе, различеніе существеннаго и несущественнаго и на­
    выкъ  осмотрительности, теоретической добросовѣстности при занятіяхъ. Ко­
    нечно, эти навыки и умѣнья не придутъ къ человѣку сами., ихъ надобно пра­
    вить себѣ, воспитать. ІІривитіе же такихъ навыкоаъ возможно только ря­
    домъ систематическихъ упраэюненій. при которыхъ намѣченные элементы
    постоянно имѣются въ виду.      Чіьмъ раньте начать привитіе указанныхъ
    интеллектуальныхъ навыковъ, тѣмъ лучше. Поэтому еще въ періодъ семейнаю
    воспитанія слѣдовало бы класть прочную основу гінтеллектуальному развитію
    органовъ, тѣмъ болѣе, что дѣтское наблюдете обыкновенно характеризуется
    болыиою неточностью: дѣти поражаются внѣшними эффектными чертами явле­
    ній, бросающимися въ глаза, и ихъ усвоиваютъ, пропуская подчасъ главныя;
    фантазію и дѣйствительность     они перемѣшиваютъ очень легко; прочность
    усвоенія также оставляетъ желать многаго.
         При воспитаніи ума нужно всегда придерживаться слѣдующихъ педаго­
    гическихъ принциповъ: идти отъ болѣе близкаго къ болѣе отдаленному, отъ
   252   253   254   255   256   257   258   259   260   261   262