Page 259 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 259
— 24В —
ніяхъ. Пріобрѣтаемыя зпанія только тогда благодѣтельно вліяютъ па душу,
когда воспитатель старается съ ранняго возраста дитяти развить сремленіе и
интересъ къ знанію, любовь къ мышлепію. пробудить умственную пытливость
и наблюдательность не только къ природѣ, но и къ людямъ.'
Извѣстный нѣмецкій философъ и педагогъ Гербартъ (1776—1841 гг.),
который впервые выставилъ принципы научной педагогіи, убѣдительно дока
зывалъ, что всякое преподаваніе въ то же время воспитываетъ и облагораяш
ваетъ, если только оно возбуждаетъ истинный интересъ въ учащемся, такъ
какъ возбуждать интересъ значитъ вмѣсто равнодушія и индиферентизма
пробудить дѣятельность, энергію, желаніе идти впередъ и стремленіе къ усо
вершенствованію. Не только научные предметы, преподаваемые въ средне
учебныхъ заведеніяхъ и университетахъ, должны возбуждать истинный инте
ресъ въ питомцахъ, но точно также и элементарныя знанія, игры, упражне
иія, работы, разсказы, наблгоденія надъ окружающею природою, однимъ сло
вомъ все, что практикуется для расширенія умственнаго кругозора дитяти,
должно привлекать и интересовать его. Для того, чтобы развить способность
пониманія и пробудить интересъ къ тому или другому знанію въ школѣ, не
обходимо еще до школьнаго возраста развить въ ребенкѣ органы для воспрія
тія того или другаго рода знаній. Когда образованіе и умственное развитіе
дѣтей будутъ поставлены вышеуказаннымъ образомъ, тогда они конечно бу
дутъ возвышать и облагораживать душу. Тѣмъ не менѣе, какое бы правильное
умственное развитіе вы ни давали вашему ребенку, хотя такое развитіе и
вліяетъ на усовершенствованіе его нравственныхъ качествъ, но вы въ то же
время обязаны и непосредственно обращаться къ его сердцу, будить въ немъ
любовь къ родителямъ, товарищамъ, окружающимъ, развивать въ немъ,
путемъ навыка, альтруистическія свойства и благородныя склонности. Но
отдѣльно развивать какое бы то ни было чувство, какую бы то ни было
психическую силу—немыслимо, и потому нравственное воспитаніе должно быть
тѣсно связано съ умственнымъ и наоборотъ.
Множество пороковъ у дѣтей дошкольнаго возраста, особенно лживость
и хитрость, происходятъ, какъ это уже давнымъдавно замѣчено многими пе
дагогамипрактиками, отъ недостатка соотвѣтственнаго умственнаго развитія.
Вотъ что намъ разсказывала по этому поводу уже извѣстная читателю
Лярская. Она познакомилась съ одною женщиной, семилѣтняя дочка ко
торой стала вскорѣ ходить играть къ ея дѣтямъ. Когда Лярская входила
въ дѣтскую, дѣвочка въ ея присутствіи оставляла игру и занятіе и старалась
пробраться къ стулу. Напрасно она увѣряла ребенка, что въ игрѣ нѣтъ ни
чего дурнаго, напрасно своимъ участіемъ старалась ее завлечь, но ничто
не помогало, и дѣвочка оставалась дика въ ея присутствіи. Но лишь только
затворялась за нею дверь, дѣвочка вскакивала и начинала играть, но
больше она старалась подсѣсть къ игрушкамъ. Когда дѣти замѣчали ей:
„тише вези, — колеса чуть держатся", или: „это нужно вотъ такъ заводить,
иначе игрушка сломается", — дѣвочка отталкивала подошедшихъ дѣтей, а
иногда и била ихъ тѣмъ, что держала въ рукахъ. Иногда, сидя на колѣняхъ
у коробки съ игрушками, она озиралась кругомъ, и если никто не глядѣлъ,
опускала игрушку въ карманъ. Однажды Лярская замѣтила. что дѣвочка
вся была перепачкана чернилами, и спросила ее, какимъ образомъ это съ
нею случилось.
— Утромъ, когда я уже сюда собиралась, мамаша нечаянно облила
меня чернилами... у меня не было больше чистаго передника,— такъ и по
слали...
16*16*16*16*