Page 259 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 259

— 24В —

    ніяхъ.  Пріобрѣтаемыя зпанія только тогда благодѣтельно вліяютъ па душу,
    когда воспитатель старается съ ранняго возраста дитяти развить сремленіе и
    интересъ къ знанію, любовь къ мышлепію. пробудить умственную пытливость
    и наблюдательность не только къ природѣ, но и къ людямъ.'
         Извѣстный нѣмецкій философъ и педагогъ Гербартъ (1776—1841 гг.),
    который впервые выставилъ принципы научной педагогіи, убѣдительно дока­
    зывалъ, что всякое преподаваніе въ то же время воспитываетъ и облагораяш­
   ваетъ, если только оно возбуждаетъ истинный интересъ въ учащемся, такъ
    какъ возбуждать интересъ    значитъ вмѣсто равнодушія и индиферентизма
    пробудить дѣятельность, энергію, желаніе идти впередъ и стремленіе къ усо­
   вершенствованію.    Не только научные предметы, преподаваемые въ средне ­
    учебныхъ заведеніяхъ и университетахъ, должны возбуждать истинный инте­
   ресъ въ питомцахъ, но точно также и элементарныя знанія, игры, упражне­
   иія, работы, разсказы, наблгоденія надъ окружающею природою, однимъ сло­
   вомъ все, что практикуется для расширенія умственнаго кругозора дитяти,
   должно привлекать и интересовать его. Для того, чтобы развить способность
    пониманія и пробудить интересъ къ тому или другому знанію въ школѣ, не­
   обходимо еще до школьнаго возраста развить въ ребенкѣ органы для воспрія­
   тія того или другаго рода знаній. Когда образованіе и умственное развитіе
   дѣтей будутъ поставлены вышеуказаннымъ образомъ, тогда они конечно бу­
   дутъ возвышать и облагораживать душу. Тѣмъ не менѣе, какое бы правильное
   умственное развитіе вы ни давали вашему ребенку, хотя такое развитіе и
   вліяетъ на усовершенствованіе его нравственныхъ качествъ, но вы въ то же
   время обязаны и непосредственно обращаться къ его сердцу, будить въ немъ
   любовь къ родителямъ, товарищамъ,        окружающимъ, развивать въ немъ,
   путемъ навыка, альтруистическія свойства и благородныя склонности.         Но
   отдѣльно развивать какое бы то ни было чувство, какую бы то ни было
   психическую силу—немыслимо, и потому нравственное воспитаніе должно быть
   тѣсно связано съ умственнымъ и наоборотъ.
        Множество пороковъ у дѣтей дошкольнаго возраста, особенно лживость
   и хитрость, происходятъ, какъ это уже давнымъ­давно замѣчено многими пе­
   дагогами­практиками, отъ недостатка соотвѣтственнаго умственнаго развитія.
        Вотъ что намъ разсказывала по этому поводу уже извѣстная читателю
   Лярская. Она познакомилась съ одною женщиной, семилѣтняя дочка ко­
   торой стала вскорѣ ходить играть къ ея дѣтямъ. Когда Лярская входила
   въ дѣтскую, дѣвочка въ ея присутствіи оставляла игру и занятіе и старалась
   пробраться къ стулу. Напрасно она увѣряла ребенка, что въ игрѣ нѣтъ ни­
   чего дурнаго, напрасно своимъ участіемъ старалась ее завлечь, но ничто
   не помогало, и дѣвочка оставалась дика въ ея присутствіи. Но лишь только
   затворялась за нею дверь, дѣвочка       вскакивала и    начинала играть, но
   больше она старалась подсѣсть къ игрушкамъ.        Когда дѣти замѣчали ей:
   „тише вези, — колеса чуть держатся", или: „это нужно вотъ такъ заводить,
   иначе игрушка сломается", — дѣвочка отталкивала подошедшихъ дѣтей, а
   иногда и била ихъ тѣмъ, что держала въ рукахъ. Иногда, сидя на колѣняхъ
   у коробки съ игрушками, она озиралась кругомъ, и если никто не глядѣлъ,
   опускала игрушку въ карманъ. Однажды Лярская замѣтила. что дѣвочка
   вся была перепачкана чернилами, и спросила ее, какимъ образомъ это съ
   нею случилось.
        — Утромъ, когда я уже сюда собиралась, мамаша нечаянно облила
   меня чернилами... у меня не было больше чистаго передника,— такъ и по­
   слали...
                                                                         16*16*16*16*
   254   255   256   257   258   259   260   261   262   263   264