Page 258 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 258

— 242 —

   простаго къ сложному, отъ познанія осязаемыхъ предметовъ, т. е. отъ кон­
   кретнаго, къ отвлечешымъ понятіямъ, или абстрактному . Сначала въ каж­
   домъ предметѣ ребенокъ замѣчаетъ только самые выдающіеся признаки; за­
   тѣмъ воспитатель указываетъ на другія качества, менѣе замѣтныя, и ребе­
   нокъ постепенно внимательнѣе всматривается въ предметъ и мало по малу
   уже самостоятельно открываетъ въ немъ признакъ за признакомъ. При этомъ
   болѣе всего нужно стараться не сразу указывать тѣ или другіе признаки, а
   лишь побуждать дитя открывать ихъ.
        При развитіи наблюдательности не менѣе важное условіе изучить по­
   слѣдовательность, которой необходимо держаться, или, точнѣе сказать, всегда
   соображать, когда и что предложить ребенку, когда и на что натолкнуть
   его наблюдательность. Для поясненія сказаннаго возьмемъ въ примѣръ лѣтнюю
   прогулку: воспитатель не долженъ безъ разбора сообщать ребенку свѣдѣнія
   о всѣхъ предметахъ,    попадающихся по дорогѣ, далеко не на всемъ остана­
   вливать его вниманіе: изъ встрѣчающагося нужно умѣть выбрать то, что ребе­
   нокъ можетъ понять въ данную минуту, на что обратить его вниманіе.
        Нужно помнить, что раньше, чѣмъ обратить вниманіе ребенка на от­
   дѣльные признаки, онъ долженъ осязать, ощупать, осмотрѣть самый предметъ.
   Если не обращать вниманія ребенка на признаки предмета, въ немъ мало
   по малу исчезаетъ свѣжесть впечатлѣнія, и онъ равнодушно проходитъ передъ
   самыми характерными явленіями. И насъ въ дѣтствѣ многое поражало; но
   въ насъ никогда не поддерживали естественной, дѣятельной любознательности,
   и замѣченное нами безслѣдно исчезало изъ памяти, а затѣмъ переставало
   поражать и удивлять, и умъ нашъ все болѣе сжимался тѣснымъ кольцомъ
   будничной жизни съ ея тряпьемъ, узкими интересами, мелочными дрязгами
   и пересудами. Мало по малу мы доходили до равнодушія человѣка, котораго
   такъ поражаетъ внезапное яркое освѣщеніе, что скорѣе парализуетъ дѣя­
   тельность мозга, чѣмъ заставить его узнать причину явленія.
        Образованіе и развитіе дѣлаютъ­ли человѣка нравственнымъ? Вотъ во­
   просъ, который чаще всего слышится въ обществѣ. Отвѣтъ, въ болыпинствѣ
   случаевъ, получается отрицательный. И въ исторіи каждаго культурнаго на­
   рода, и кругомъ въ обыденной жизни можно указать множество лицъ весьма
   образованныхъ и талантливыхъ, но запятнавшихъ свое имя самою предосу­
   дительною жизнію, самыми безчестными поступками. Безпрестанно наталки­
   ваемся мы и на явленія противуположнаго характера: люди, не получившіе
   болыпаго образованія, оказываются въ высшей степени порядочными; слу­
   чается, что они совершаютъ даже подвиги высокаго героизма. Такимъ обра­
   зомъ въ жизни мы часто видимъ, что высокое нравственное развитіе идетъ
   рука объ руку съ ничтожнымъ умственнымъ развитіемъ. И не смотря, однако,
   на всѣ эти примѣры, существуетъ самая тѣсная связь и зависимость между
   нравственнымъ и умственнымъ развитіемъ. Образованнымъ считаютъ у насъ
   обыкновенно человѣка, обладающаго знаніями, но это еще не говоритъ о его
   достаточномъ умственномъ развитіи.      Вполнѣ   основательныя знанія,    если
   усвоеніе ихъ шло рука объ руку съ правильнымъ умственнымъ развитіемъ,
   съ воспитаніемъ всесторонняго интереса къ окружающимъ людямъ и природѣ,
   всегда облагораживаюсь душу человѣка, и разумное, основательное образо­
   ваніе непременно должно въ одно и то же время и воспитывать сердце. Но,
   конечно, если   образованіе преслѣдуетъ    одни только утилитарныя цѣли,
   если имѣютъ въ виду только сообщать питомцу какъ можно большее коли­
   чество знаній, они не будутъ вліять на усовершенствованіе нравственности,
   не предохранятъ его даже отъ умственнаго убожества во мпогихъ отноше­
   253   254   255   256   257   258   259   260   261   262   263