Page 258 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 258
— 242 —
простаго къ сложному, отъ познанія осязаемыхъ предметовъ, т. е. отъ кон
кретнаго, къ отвлечешымъ понятіямъ, или абстрактному . Сначала въ каж
домъ предметѣ ребенокъ замѣчаетъ только самые выдающіеся признаки; за
тѣмъ воспитатель указываетъ на другія качества, менѣе замѣтныя, и ребе
нокъ постепенно внимательнѣе всматривается въ предметъ и мало по малу
уже самостоятельно открываетъ въ немъ признакъ за признакомъ. При этомъ
болѣе всего нужно стараться не сразу указывать тѣ или другіе признаки, а
лишь побуждать дитя открывать ихъ.
При развитіи наблюдательности не менѣе важное условіе изучить по
слѣдовательность, которой необходимо держаться, или, точнѣе сказать, всегда
соображать, когда и что предложить ребенку, когда и на что натолкнуть
его наблюдательность. Для поясненія сказаннаго возьмемъ въ примѣръ лѣтнюю
прогулку: воспитатель не долженъ безъ разбора сообщать ребенку свѣдѣнія
о всѣхъ предметахъ, попадающихся по дорогѣ, далеко не на всемъ остана
вливать его вниманіе: изъ встрѣчающагося нужно умѣть выбрать то, что ребе
нокъ можетъ понять въ данную минуту, на что обратить его вниманіе.
Нужно помнить, что раньше, чѣмъ обратить вниманіе ребенка на от
дѣльные признаки, онъ долженъ осязать, ощупать, осмотрѣть самый предметъ.
Если не обращать вниманія ребенка на признаки предмета, въ немъ мало
по малу исчезаетъ свѣжесть впечатлѣнія, и онъ равнодушно проходитъ передъ
самыми характерными явленіями. И насъ въ дѣтствѣ многое поражало; но
въ насъ никогда не поддерживали естественной, дѣятельной любознательности,
и замѣченное нами безслѣдно исчезало изъ памяти, а затѣмъ переставало
поражать и удивлять, и умъ нашъ все болѣе сжимался тѣснымъ кольцомъ
будничной жизни съ ея тряпьемъ, узкими интересами, мелочными дрязгами
и пересудами. Мало по малу мы доходили до равнодушія человѣка, котораго
такъ поражаетъ внезапное яркое освѣщеніе, что скорѣе парализуетъ дѣя
тельность мозга, чѣмъ заставить его узнать причину явленія.
Образованіе и развитіе дѣлаютъли человѣка нравственнымъ? Вотъ во
просъ, который чаще всего слышится въ обществѣ. Отвѣтъ, въ болыпинствѣ
случаевъ, получается отрицательный. И въ исторіи каждаго культурнаго на
рода, и кругомъ въ обыденной жизни можно указать множество лицъ весьма
образованныхъ и талантливыхъ, но запятнавшихъ свое имя самою предосу
дительною жизнію, самыми безчестными поступками. Безпрестанно наталки
ваемся мы и на явленія противуположнаго характера: люди, не получившіе
болыпаго образованія, оказываются въ высшей степени порядочными; слу
чается, что они совершаютъ даже подвиги высокаго героизма. Такимъ обра
зомъ въ жизни мы часто видимъ, что высокое нравственное развитіе идетъ
рука объ руку съ ничтожнымъ умственнымъ развитіемъ. И не смотря, однако,
на всѣ эти примѣры, существуетъ самая тѣсная связь и зависимость между
нравственнымъ и умственнымъ развитіемъ. Образованнымъ считаютъ у насъ
обыкновенно человѣка, обладающаго знаніями, но это еще не говоритъ о его
достаточномъ умственномъ развитіи. Вполнѣ основательныя знанія, если
усвоеніе ихъ шло рука объ руку съ правильнымъ умственнымъ развитіемъ,
съ воспитаніемъ всесторонняго интереса къ окружающимъ людямъ и природѣ,
всегда облагораживаюсь душу человѣка, и разумное, основательное образо
ваніе непременно должно въ одно и то же время и воспитывать сердце. Но,
конечно, если образованіе преслѣдуетъ одни только утилитарныя цѣли,
если имѣютъ въ виду только сообщать питомцу какъ можно большее коли
чество знаній, они не будутъ вліять на усовершенствованіе нравственности,
не предохранятъ его даже отъ умственнаго убожества во мпогихъ отноше