Page 253 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 253
— 237 —
До сихъ поръ ребенокъ жилъ только исключительно внѣшними чувства
ми, не понималъ ничего отвлеченнаго, а теперь сразу и надолго долженъ
утонуть въ школьной тинѣ. Прежде дѣтская любознательность подстрекала
его дѣлать всестороннія наблюденія, узнавать причину явленій, теперь роди
тели смотрятъ на это, какъ на безплодное времяпрепровожденіе и безпре
станно стращаютъ его школой; „вотъ, погоди, тамъ тебя за это проучатъ".
Послѣ тяжелыхъ, изнурительныхъ занятій въ продолженіи нѣсколькихъ мѣ
сяцевъ передъ поступлевіемъ въ школу и послѣ убійственнаго безпокойнаго
времени для обѣихъ сторонъ, т. е. для родителей и для ребенка, онъ благо
получно сдаетъ вступительные экзамены. При этомъ у родителей точно гору
съ плечъ свалило: они горды сознаніемъ, что выполнили тяжелую родительскую
обязанность и могутъ свободно вздохнуть: главная отвѣтственность не на ихъ
рукахь. Даже самыя заботливыя изъ матерей теперь ограничиваются только
тѣмъ, что присматриваютъ за отмѣтками, за приготовленіемъ уроковъ по ве
черамъ, да развѣ еще за внѣшностыо ребенка. И не будь начальства, кото
рое по временамъ досаждаетъ родителямъ своими жалобами на ту или дру
гую шалость ребенка, не будь плохихъ отмѣтокъ, какой бы это водворился
миръ въ родительскомъ сердцѣ!
Но неожиданно то и другое, то есть отмѣтки и начальство, все болѣе
и болѣе тревожатъ родителей. Какъ бы избавиться и отъ'этой непріятности,
чтобы уже совсѣмъ успокоиться на счетъ ребенка? На то существуютъ вы
говоры, строгія наказанія, а буде замѣтно со стороны ребенка малѣйшее
стремление къ добропорядочному поведенію и старательной зубряжкѣ, что въ
концѣ недѣли покажутъ отмѣтки,—щедрыя награды. Заботливая мать съумѣла
отыскать и наказаніе, которое смертельно стыдитъ ребенка, и награду, ко
торая удовлетворяетъ его младенческимъ мечтамъ. Такая опредѣленная и
несложная программа требованій отъ ученія и поведенія ребенка заставляетъ
его, на нѣкоторое время, усердно тянуть возложенную на него лямку. Правда,
онъ замѣтно худѣетъ, глазки его потухаютъ, движенія становятся вялыми,
но онъ безропотно выполняете требованія, да и какъ пренебрегать ими, — въ
концѣ недѣли его ждетъ строгое наказаніе. Переутомленный безъинтереснымъ
для него ученіемъ, онъ вдругъ утрачиваетъ всякую энергію, зубряжка вну
шаетъ ему физическое отвращеніе, головныя боли и головокруженія не даютъ
возможности превозмочь это отвращеніе, и онъ начинаетъ быстро катиться
внизъ, какъ по наклонной плоскости, выказываетъ полное равнодушіе не
только къ брани, угрозамъ, но даже и къ наградамъ, столь заманчивымъ
для него еще такъ недавно. И дома, и на улицѣ, и въ классѣ его поведеніе
изъ рукъ вонъ плохо: осматриваете ножницы и, когда мать погружается въ ра
боту, онъ въ двухъ шагахъ отъ нея изрѣзываетъ дорогое платье, продырявливаетъ
обивку на мебели; повертѣлъ въ рукахъ перочинный ножикъ, и въ комнатѣ
испорчены обои, рабочій столъ; въ классѣ показалъ учителю языкъ, прико
лотилъ товарища, изъ многихъ предметовъ сряду получилъ плохія отмѣтки,
толкнулъ на улицѣ лотокъ торговки, и та здорово отколотила его въ на
граду. Настаете тревожный для всѣхъ періодъ времени: слезы, увѣщанія, на
казанія. И счастье ребенку, если брань, упреки, наказанія и награды не
развратятъ его до того, что онъ будете, уже не краснѣя, отпираться отъ вся
кой шалости, не пріобрѣтетъ навыка ловко продѣлывать за глаза всякую мер
зость. Но если этого ребенокъ и избѣгнетъ, то все же онъ становится со
временемъ равнодушенъ къ брани, упрекамъ и наказаніямъ. Ребенокъ легко
привыкаетъ ко всему и легче всего къ упрекамъ и наказаніямъ, если они
часто повторяются. Но такая привычка не проходитъ даромъ: и въ умствен