Page 253 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 253

— 237 —

        До сихъ поръ ребенокъ жилъ только исключительно внѣшними чувства­
   ми, не понималъ ничего отвлеченнаго, а теперь сразу и надолго долженъ
   утонуть въ школьной тинѣ. Прежде дѣтская любознательность подстрекала
   его дѣлать всестороннія наблюденія, узнавать причину явленій, теперь роди­
   тели смотрятъ на это, какъ на безплодное времяпрепровожденіе и безпре­
   станно стращаютъ его школой; „вотъ, погоди, тамъ тебя за это проучатъ".
    Послѣ тяжелыхъ, изнурительныхъ занятій въ продолженіи нѣсколькихъ мѣ­
   сяцевъ передъ поступлевіемъ въ школу и послѣ убійственнаго безпокойнаго
    времени для обѣихъ сторонъ, т. е. для родителей и для ребенка, онъ благо­
    получно сдаетъ вступительные экзамены. При этомъ у родителей точно гору
   съ плечъ свалило: они горды сознаніемъ, что выполнили тяжелую родительскую
   обязанность и могутъ свободно вздохнуть: главная отвѣтственность не на ихъ
   рукахь. Даже самыя заботливыя изъ матерей теперь ограничиваются только
    тѣмъ, что присматриваютъ за отмѣтками, за приготовленіемъ уроковъ по ве­
   черамъ, да развѣ еще за внѣшностыо ребенка. И не будь начальства, кото­
   рое по временамъ досаждаетъ родителямъ своими жалобами на ту или дру­
   гую шалость ребенка, не будь плохихъ отмѣтокъ, какой бы это водворился
   миръ въ родительскомъ сердцѣ!
         Но неожиданно то и другое, то есть отмѣтки и начальство, все болѣе
   и болѣе тревожатъ родителей. Какъ бы избавиться и отъ'этой непріятности,
    чтобы уже совсѣмъ успокоиться на счетъ ребенка? На то существуютъ вы­
   говоры, строгія наказанія, а буде замѣтно со стороны ребенка малѣйшее
   стремление къ добропорядочному поведенію и старательной зубряжкѣ, что въ
   концѣ недѣли покажутъ отмѣтки,—щедрыя награды. Заботливая мать съумѣла
   отыскать и наказаніе, которое смертельно стыдитъ ребенка, и награду, ко­
   торая удовлетворяетъ его младенческимъ мечтамъ. Такая опредѣленная и
   несложная программа требованій отъ ученія и поведенія ребенка заставляетъ
   его, на нѣкоторое время, усердно тянуть возложенную на него лямку. Правда,
   онъ замѣтно худѣетъ, глазки его потухаютъ, движенія становятся вялыми,
   но онъ безропотно выполняете требованія, да и какъ пренебрегать ими, — въ
   концѣ недѣли его ждетъ строгое наказаніе. Переутомленный безъинтереснымъ
   для него ученіемъ, онъ вдругъ утрачиваетъ всякую энергію, зубряжка вну­
   шаетъ ему физическое отвращеніе, головныя боли и головокруженія не даютъ
   возможности превозмочь это отвращеніе, и онъ начинаетъ быстро катиться
   внизъ, какъ по наклонной плоскости, выказываетъ полное равнодушіе не
   только къ брани, угрозамъ, но даже и къ наградамъ, столь заманчивымъ
   для него еще такъ недавно. И дома, и на улицѣ, и въ классѣ его поведеніе
   изъ рукъ вонъ плохо: осматриваете ножницы и, когда мать погружается въ ра­
   боту, онъ въ двухъ шагахъ отъ нея изрѣзываетъ дорогое платье, продырявливаетъ
   обивку на мебели; повертѣлъ въ рукахъ перочинный ножикъ, и въ комнатѣ
   испорчены обои, рабочій столъ; въ классѣ показалъ учителю языкъ, прико­
   лотилъ товарища, изъ многихъ предметовъ сряду получилъ плохія отмѣтки,
   толкнулъ на улицѣ лотокъ торговки, и та здорово отколотила его въ на­
   граду. Настаете тревожный для всѣхъ періодъ времени: слезы, увѣщанія, на­
   казанія. И счастье ребенку, если брань, упреки, наказанія и награды не
   развратятъ его до того, что онъ будете, уже не краснѣя, отпираться отъ вся­
   кой шалости, не пріобрѣтетъ навыка ловко продѣлывать за глаза всякую мер­
   зость. Но если этого ребенокъ и избѣгнетъ, то все же онъ становится со
   временемъ равнодушенъ къ брани, упрекамъ и наказаніямъ. Ребенокъ легко
   привыкаетъ ко всему и легче всего къ упрекамъ и наказаніямъ, если они
   часто повторяются. Но такая привычка не проходитъ даромъ: и въ умствен­
   248   249   250   251   252   253   254   255   256   257   258